Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияТ


Танковая промышленность

Танковая промышленность

отрасль промышленности, занимающаяся разработкой и производством танков, боевых машин пехоты, бронетранспортёров и др. видов гусеничных боевых машин, а также машин обеспечения. Иногда к танковой промышленности относят и производство колёсных бронированных машин. В её состав могут также входить отд. виды производства узлов специфич. танкового назначения (корпуса, башни, детали ходовой части, трансмиссии и др.). Танковая промышленность тесно связана с металлургией, машиностроением и мн. др. отраслями индустрии. Первые отечеств, танки (всего 15, среди них «Борец за свободу тов. Ленин», «Парижская коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец») были изготовлены в 1920—22 на заводе «Красное Сормово» по указанию В. И. Ленина.
Начало развитию танковой промышленности положили постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О состоянии обороны СССР» от 15 июля 1929 и Реввоенсовета СССР «О системе танкотрактороавтобро-невооружения РККА» (июль 1929). Был предусмотрен выпуск танкеток, малого, среднего, большого (тяжёлого) и мостового танков. Успешное претворение в жизнь курса Коммуни-стич. партии и Сов. пр-ва на индустриализацию страны способствовало быстрому развитию Т. п. Партия и пр-во направили для работы в Т. п. молодых и талантливых инженеров. Здесь начали работать М. И. Кошкин, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, Ж. Я. Котик, Н. Л. Духов, Н. А. Астров. В 1931 — 33 Т. п. выпустила танкетку Т-27 и танки: лёгкий Т-26, быстроходный колёсно-гуссничный БТ, средний Т-28, тяжелый Т-35. С 1933 серийно выпускались плавающие танки (см. Танк плавающий).
В предвоен. годы отечеств. Т. п. был разработан танковый двигатель, работающий на тяжёлых сортах топлива. Им были оснащены отечеств, танки БТ-7М, а затем и др. образцы средних и тяжёлых машин. Под общим руководством Ж. Я. Котина коллектив конструкторов, возглавляемый Н. Л. Духовым, в 1939 создал принципиально новый тяжёлый танк KB, к-рый по бронированию оказался неуязвимым для огня танк, пушек и противотанк. арт-и, имевшихся тогда на вооружении зару-беж. армий. В 1940 и 1-й пол. 1941 было выпущено 639 танков КВ-1. Конструкторское бюро, руководимое М. И. Кошкиным, в 1939 разработало лучший в мире танк периода Великой Отечеств, войны — Т-34. Многие технич. решения, положенные в основу его конструкции, стали классическими и были использованы зарубеж. танкостроителями как во время 2-й мировой войны, так и в после-воен. годы. Выполнение заказов но осн. авто-бронетанк. вооружению Сов. Армии осуществлялось на 20 заводах страны, с к-рыми были связаны не менее 100 крупных предприятий. К 22 июня 1941 Т. п. выпустила 1225 танков Т-34.
В связи с нападением фаш. Германии на Сов. Союз Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о расширении произ-ва танков, а ЦК партии и СНК СССР — совместные постановления: «О производстве брони и танков KB» и «Об увеличении выпуска танков, артиллерийских тягачей и танковых дизелей на III п IV кварталы 1941 г.». На изготовление танков переключились гиганты отечеств, промышленности — Уралмаш, «Красное Сормово», Челябинский и Сталинградский тракторные и др. з-ды. С авг. 1941 начался выпуск бронелиста для танков KB на Кузнецком металлургическом з-де. 11 сентября 1941 был создан самостоятельный Народный комиссариат танковой промышленности. Решением ГКО ряд предприятии был эвакуирован на Урал. Коломенский паровозостроит. з-д, эвакуир. в Киров, приступил к изготовлению лёгких танков. Группа заводов во главе со Сталинградским тракторным (СТЗ) образовала комплексную базу танкостроения в Поволжье. На Сталингр. тракторном з-де были построены новые цехи: электрооборудования, топливной аппаратуры, 4 цеха по произ-ву дизельных двигателей. Броневую сталь для танков производил сталингр. з-д «Красный Октябрь», а корпуса изготовляла судоверфь. В течение первого периода войны СТЗ выпускал до 40% производимых в стране танков Т-34. В Поволжье и на Урале было развёрнуто 8 танковых, 6 бронекорпусных и 3 дизельных завода. Размещённые на тер. Челябинского тракторного з-да танк, производство ленингр. Кировского з-да, Харьковский дизельный и моек, з-ды «Красный пролетарий» и шлифовальных станков, а неск. позже — часть СТЗ образовали мощное предприятие, назв. в народе «Танкоградом». 22 окт. 1941 первые KB Кировского з-да, изготовл. в эвакуации, приняли участие в боях под Москвой. В начале дек. 1941 был собран первый на уральской земле танк Т-34, а в конце месяца — первый дизель В-2. Во 2-м полугодии 1941 было выпущено 4740 танков. К марту 1942 большинство заводов превысило планы поставок танков на фронт. К концу 1942 Сов. Армия получила 24,7 тыс. танков. В соответствии с пост. ГКО от 23 окт. 1942 наркоматы вооружения и Т. п. создали на базе танков и освоили произ-во самоходных арт. установок калибром 76, 85, 122 и 152 мм. Первые САУ-76 и САУ-122 поступили на фронт в конце 1942; в 1943 было выпущено уже 4 тыс. САУ различ. калибра, а в 1944 более 12 тыс. таких машин. С 1 июля 1941 по 30 июня 1945 сов. Т. п. изготовила 95 099 танков и САУ. К концу войны Сов. Армия превосходила нем.-фаш. Германию по кол-ву танков и САУ более чем в 3 раза, а по уровню боевых характеристик сов. танки Т-34 и KB превосходили немецкие с самого начала воины. В ходе Великой Отечеств, воины были модернизированы танки Т-34 и KB, созданы новые тяжёлые танки ИС-1, ИС-2, ИС-3. К числу достижений отечеств, танкостроения в годы войны относятся внедрение поточного метода изготовления танков и САУ, переход на отливку крупных стальных деталей в кокиль вместо ранее использовавшихся форм из песка, а также применение штамповки броневых деталей вместо ковки. Это резко снизило трудоёмкость работ на сборке машин и в сталелитейных цехах, повысило в 2—3 раза производительность труда на ряде участков танк, произ-ва, позволило существенно увеличить выпуск танков и САУ для нужд фронта. Надёжность броневых деталей была повышена с внедрением термич. закалки броневых деталей токами высокой частоты. Одновременно сократилось время обработки деталей. Подлинной революцией в танкостроении стал переход на автоматич. сварку корпусов танков и САУ по методу академика Е.О.Патона. Огромная заслуга в увеличении выпуска танков в стране, улучшении их боевых характеристик в годы воины принадлежит паркомам: танковой промышленности — В. А. Малышеву, вооружения —Д. Ф. Устинову, чёрной металлургии — И. Ф. Тевосяну, а также директорам танк, з-дов, конструкторам и учёным, рабочим, служащим., инж.-техн. работникам, внёсшим достойный вклад в достижение победы.
В послевоен. годы опасность новой империалистич. агрессии вынудила сов. народ и дальше укреплять свою оборону, совершенствовать оборонную, в т. ч. Т. п. На смену Т-34 пришёл танк Т-54 с пушкой калибра 100 мм, стабилизированной в 2 плоскостях. На базе этого танка Т. п. разработаны зенит, самоходная установка ЗСУ-57-2, танк, тягач БТС-2*, самоходный подъёмный кран СПК-10, мосто-укладчик. Для танка было создано навесное оборудование: противоминный трал ПТ-55, снегоочиститель СТУ-2М и бульдозер БТУ-55. Т-54 и все последующие отечеств, средние танки были оснащены инфракрасными приборами ночного видения, оборудованием для подводного вождения, системами противопожарной и противоатомной защиты, тормодымовой аппаратурой и т. д. Одновременно совершенствовалось вооружение танка.
В 1952 танковая промышленность стала поставлять в войска новый лёгкий плавающий танк ПТ-70, на базе к-рого созданы гусеничные плав, бронетранспортеры БТР-50П, БТР-50ПА и БТР-50ПК. Отечеств. танковой промышленностью в послевоен. годы впервые в мировом танкостроении была разработана и доставлена на серийное производство боевая машина пехоты (БМП), предназначенная для транспортировки пехоты и ведения ею боевых действий непосредств. из машины. В кагшталнстпч. странах БМП но типу советской БМП-1 стали создаваться значит, позже.
Танковая промышленность зарубеж. стран зародилась в годы 1-й мировой войны. Первые танки начали выпускать в Англии, затем во Франции в 1916, в Германии и США в конце 1917— начале 1918. В годы войны Т. п. ряда зарубеж. гос-в развивалась ускоренными темпами. Так, в нояб. 1917 только в одной атаке под Каморе участвовало 476 аигл. танков, а в авг. 1918 в районе Амьена — 511 англ, и франц. танков. С приходом к власти фашистов Германия развернула в широком масштабе произ-во танков. Помимо танк, з-дов бронетанк. технику выпускали крупные машиностроит. предприятия сначала Германии, а затем и оккуппр. ею стран. После оккупации Чехословакии к фаш. Германии перешли мощные з-ды «Шкода», накопившие значит, опыт изготовления танков. На 1 сент. 1939 в герм, вооруж. силах насчитывалось 3195 танков и штурмовых орудий, а на 1 июля 1941—5639. Ср.-мес. произ-во танков за этот период возросло более чем в 15 раз. Уже в ходе войны герм. Т. п. была вынуждена перестраивать танк, з-ды на выпуск машин новой конструкции, т. к. танки T-I, T-II, T-III, T-IV не могли соперничать на поле боя с Т-34, КВ. Но даже располагая мощной базой и ресурсами оккупир. стран, фаш. танковая промышленность не смогла наладить произ-во танков T-V «Пантера» и T-VI «Тигр» в достаточном кол-ве. Всего за 1939—45 в Германии было изготовлено 65 100 танков и штурмовых орудий. С началом 2-й мировой войны резко усилились темпы развития Т. п. США и Англии. Однако отсутствие сложившейся школы танкостроения, особенно в США, не позволило танковой промышленности этих стран создать танки с высокими боевыми характеристиками. Наиболее массовый образец танка — М4А2 (США)— уступал Т-34 по удельной мощности, толщине брони, имел большее уд. давление на грунт, был слабее по вооружению. За период 2-й мировой войны Т. п. США выпустила 103 096, Англии — 25 160, Канады—5815, Японии —3648 танков и САУ.
В послевоен. годы милитаристские круги империалистич. гос-в продолжают наращивать военно-экономич. потенциал. Т. п. развивается не только в США, ФРГ, Англии и Франции, но и в Швеции, Швейцарии, Израиле, Японии. Структура и организация танковой промышленности в капиталистич. странах различны. В одних она представлена в осн. гос. заводами и науч-но-исследоват. центрами (Франция), в других — частными фирмами (ФРГ, Япония), в третьих — носит смешанный характер (США, Англия и др.). Отличит, чертой послевоен. развития танковой промышленности в капиталистич. гос-вах является участие в ней крупнейших монополий: «Дженерал моторе» и «Крайслер» (США), «Виккерс» (Англия), «Мицубиси дзюкогё» (Япония), концернов Флика, Крупна, Тиссе-на (ФРГ) и др.
Лит.: История второй мировой войны. Т. 1—10. M 1973—79; Советский тыл в Великой Отечественной войне. Кн. 2. М., 1974; Кузница победы.М.,1974; Вишняков В.А. Танк на пьедестале. М., 1970; Слободин К.М. Танк на постаменте. М., 1968 Вехи советского танкостроения.— «Воен. знания», 1975, № 9; 3аиченко Г. Танкоград.— «Техника и вооружение», 1972, № 12. См. также лит. при ст. Танк, Танковые войска. В.И.Ковалев.

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика