Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияТ


Танковый двигатель

Танковый двигатель

двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для обеспечения движения танка. Танковые двигатели применяются также на самоходных артиллерийских установках, боевых машинах пехоты, бронетранспортерах. На танках 1-й мировой войны использовались поршневые карбюраторные двигатели автомобильного типа мощностью до 77 кВт (около 105 л. с.), иногда применялась их спаренная установка. Такие танковые двигатели обеспечивали ср. скорость по пересечённой местности 5 —13 км/ч. В начале 2-й мировой войны на танках Великобритании, США, Франции, Германии устанавливались карбюраторные двигатели мощностью 80—440 кВт ( — 110—600 л. с.). Удельная мощность танков с этими двигателями достигала 11 — 12,9 кВт/т (15 —17,5 л. с./т), что обеспечивало ср. скорость 15—20 км/ч.
В СССР ещё в 1932 группа конструкторов — Я.Е. Вихман, И.Я. Трашутин и др.— приступила к разработке дизеля для танка.Через год 12-цилиндровый дизельный танковый двигатель БД-2 мощностью 293 кВт (около 400 л.с.) испытывался на танке БТ-5. В результате всесторонних испытании и дальнейшего усовершенствования, проведённых Т.П. Чупахиным, М.П. Поддубным, А.Д. Чаромским и др., двигатель в 1939 был принят для серийного произ-ва под индексом В-2 и положил начало семейству сов. танк, дизелей. По сравнению с карбюраторным новый танковый двигатель расходовал топлива на 20—30% меньше, что позволяло увеличить запас хода и снизить возможность возникновения пожара в боевой обстановке. Двигатель В-2 устанавливался на ср. танках Т-34, а В-2К — на тяж. танках КВ. В течение всей Великой Отечеств, войны танковые двигатели В-2 успешно применялись на сов. танках и самоходных арт. установках. За рубежом в ходе 2-й мировой войны в основном применялись карбюраторные Т. д. с воздушным и жидкостным охлаждением. На некоторых амер. и англ, танках устанавливались спаренные дизели автомобильного типа; танки нем.-фаш. армии имели карбюраторные двигатели.
В конце 70-х гг. развитие танковых двигателей в армиях передовых в экономич. отношении гос-в характеризовалось практически полным преобладанием дизелей, в большинстве случаев четырёхтактных, с жидкостным охлаждением, мощностью 440—625 кВт (600—850 л. с.) (мощность опытных образцов 735 — 1100 кВт (1000-1500 л. с.)). Имеется тенденция к дальнейшему увеличению мощности. Удельный расход топлива составляет 230—270 г/кВт•ч (около 170—200 г/л.с.•ч). Удельная мощность при этом находится в пределах 9,6—22 кВт/т (около 13—30 л.с./т), что обеспечивает ср. скорость на пересечённой местности до 25—40 км/ч.
В дизельном танковом двигателе условно различают 3 осн. механизма: кривошипный, газораспределения и передачи. Кривошипный механизм состоит из картера, блоков цилиндров, поршневой и шатунной группы, коленчатого вала и предназначен для преобразования возвратно поступательного движения поршня во вращат. движение коленчатого вала. Механизм газораспределения включает распределит, валы и клапанные механизмы, служит для открывания и закрывания впускных и выпускных клапанов в головках блоков цилиндров. Механизм передачи обеспечивает вращение распределит, валов механизма газораспределения и всех вспомогат. агрегатов от коленчатого вала. К конструкции танкового двигателя предъявляются след, требования: большая мощность при миним. габаритных размерах и массе, высокая надёжность в эксплуатации, миним. расход топлива, возможность запуска и работы при низких темп-pax. Одним из важнейших показателей танкового двигателя является габаритная мощность Np (отношение макс, мощности к габаритному объёму двигателя), к-рая достигает величины 370—600 кВт/м3 (около 500—900 л.с./м3) и зависит от степени форсирования и мощности, приходящейся на 1 литр рабочего объёма всех цилиндров танкового двигателя, а также от его компоновки. Осн. путями форсирования являются наддув и переход на двухтактный процесс. Двухтактные двигатели, напр., установлены на англ, танке «Чифтен» и шведском «S». Среди четырёхтактных наиболее рациональную компоновку имеют 6—12-цилиндровые двигатели с V-образным расположением цилиндров, что позволяет уменьшить объём двигателя за счёт размещения вспомогат. агрегатов в развале между цилиндрами. Для двухтактных танковых двигателей обычно применяется схема с двумя противоположно движущимися поршнями в каждом цилиндре (с общей камерой сгорания и прямоточной продувкой). На танковых двигателях наибольшее распространение получило жидкостное охлаждение, обеспечивающее по сравнению с воздушным более интенсивный отвод тепла.
Большинство танковых двигателей, разработанных в 60—70-е гг., являются многотопливными, т.е. способными работать на бензине, керосине, дизельном и спец. авиац. топливах, что значительно облегчает снабжение танков. Во мн. странах усиленно ведутся работы но созданию танк, газотурбинных двигателей (ГТД). Их осн. преимущества — меньшие габаритные размеры и масса по сравнению с поршневыми, лёгкий запуск при низких температуpax, простота приспособления к различ. топливам. Недостаток состоит в том, что известные образцы ГТД расходуют в 1,5—2 раза больше топлива, чем дизельные двигатели. Однако, как указывается в зарубежной печати, газотурбинные танковые двигатели весьма перспективны.
Лит.: Косырев Е.А., Орехов Е.М., Фомин Н.Н. Танки. М., 1973; Танки и танковые войска. М., 1970; Почтарев Н.Ф. Быстроходные четырехтактные дизели. М., 1965; Танк. М., 1954.
В.А. Мангушев.

танковый двигатель (схема)
Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика