В августе 1914 А.А.Пороховщиков разработал эскизный проект, а в 1915 построил и испытал опытный образец боевой машины «Вездеход», имевший основные элементы современного танка. В сентябре 1915 был изготовлен первый английский танк «Марка-1» (для сохранения секретности новую машину назвали «танк» — бак, резервуар). 15 сент. 1916 в сражении на р. Сомма впервые были применены 32 танка. Эти английские танки имели корпус в виде стальной клепаной коробки ромбовидной формы с двумя гусеничными лентами по ее контуру; вооружение — две 57-мм пушки и 4 пулемета — располагалось в спонсонах — бортовых полубашнях. Броня защищала экипаж (7—8 человек) от пуль и мелких осколков снарядов; скорость вне дорог составляла 1 — 3 км/ч. Отсутствие системы подрессоривания корпуса ухудшало подвижность танков и создавало дополнительные трудности экипажу. В 1917—18 основными английскими танками были «Марка-IV» и «Марка-V».


Таблица 1. — Тактико-технические характеристики танков периода 1-й мировой войны

Все танки этого периода были пригодны только для непосредственной поддержки пехоты ввиду незначительной скорости, малого запаса хода, слабого (противопульного) бронирования, низкой надёжности основных механизмов и агрегатов, несовершенства ходовой части. Всего за время войны было выпущено танков: Англией — 2800, Францией — 5300, США — 1000, Германией — 100.

Наибольшее распространение в 30-х годах получили лёгкие танки. Для общевойсковых соединений и танковых частей выпускался относительно тихоходный гусеничный Т-26. Основу механизированных и танковых соединений составляли быстроходные колёсно-гусеничные БТ-5 и БТ-7. Средний Т-28 предназначался для усиления общевойсковых соединений. Тяжёлый Т-35 создавался как боевая машина для дополнит, усиления при прорыве укрепленных полос. Плавающие танки Т-37, Т-38 и поступивший на вооружение в 1940 T-40 предназначались в основном для разведки. Танки Т-26, БТ-5 и БТ-7 успешно применялись во время боевых действий у оз. Хасап, на реке Халхин-Гол, а также использовались (совместно с Т-28 и Т-35) в советско-финляндской войне 1939—40 и в начальный период Великой Отечественной войны. Развитие к сер. 30-х годов противотанковой артиллерии, значение которой показали уже боевые действия в начале национально-революционной войны исп. народа 1936—39, потребовало разработки танка с противоснарядным бронированием. Первым таким танком был сов. Т-46-5 (1937), массой 28 тонн, с бронёй толщиной 60 мм, вооруженный 45-мм пушкой и 2 пулемётами. В 1938 конструкторский коллектив во главе с Ж.Я.Котиным разработал двухбагленный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием СМК (масса 55 тонн, толщина брони 60 мм, вооружение — 76-и 45-мм пушки, пулемёты). Примерно такие же данные имел двухбашенный Т-100.
Продолжая совершенствование тяжёлого танка, конструкторы Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов, А.С.Ермолаев, Н.Ф.Шамшурин в 1939 разработали KB — первый однобашенный танк. с 76-мм длинноствольной пушкой и 75-мм бронёй. Опытный образец KB принимал участие в боевых действиях в Финляндии и в 1939 был принят на вооружение. Одновременно велись работы по созданию среднего танка. Группа конструкторов во главе с М.И.Кошкиным создала сначала колёсно-гусеничный А-20, который отличался от БТ-7М более толстой бронёй и рациональной формой корпуса и башни. Колёсно-гусеничный движитель значительно усложнял конструкцию, и по инициативе М.И.Кошкина, Н.А.Кучеренко и А.А.Морозова был разработан гусеничный Т-32 с противоснарядной бронёй и 76-мм длинноствольной пушкой. Сравнительные испытания А-20 и Т-32 показали преимущества чисто гусеничной машины. Предпочтение было отдано Т-32, но необходимо было усилить его бронирование. Новый танк, принятый на вооружение в декабре 1939, получил наименование Т-34. Таким образом, к началу войны на вооружении Советской Армии состояли лёгкие (масса до 14,65 тонн), средние (28—30,9 тонн) и тяжёлые (47,5 — 50 тонн) танки. Тактико-технические характеристики советских танков периода Великой Отечественной войны приведены в таблице 2.
Таблица 2. — Тактико-технические характеристики советских танков периода Великой Отечественной войны

** Ограниченно использовались в начале Великой Отечественной войны
*** Числитель — на гусеницах, знаменатель — на колёсах
За рубежом перед 2-й мировой войной танкостроение получило наибольшее развитие в Англии, Германии, Франции. При этом конструкции танков отражали принятые в этих странах военные доктрины, взгляды на роль и способы применения танковых войск. В Англии разрабатывались так называемые «пехотные» и «крейсерские» танки. Первые — с противоснарядной бронёй и относительно низкой скоростью. Вторые имели более слабое бронирование, но повышенную скорость и увеличенный запас хода. Во Франции танки рассматривались как средство непосредственной поддержки пехоты — они имели противоснарядную броню, относительно сильное вооружение, низкую скорость и малый запас хода. В немецко-фашистской армии, где танковым войскам отводилась ведущая роль, предпочтение отдавалось танкам с высокой скоростью. Во время 2-й мировой войны основными английскими пехотными танками были МкII «Матильда», МкIII «Валентайн», МкIV «Черчилль»; крейсерскими — «Кромвель» и «Комета». Армия США вступила в войну с лёгкими танками МЗл и незначительным количеством средних МЗс. В 1942 на базе МЗс был разработан танк M4 «Шорман» — основной американский танк времён войны. Однако все эти английские и американские танки по основным тактико-техническим характеристикам, особенно по вооружению, значительно уступали танкам немецко-фашистской армии T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Только в конце 1944 в США была создана под сильным влиянием советских Т-34 и ИС тяжёлая машина М-26 с 90-мм пушкой, способная противостоять «пантерам» и «тиграм».
Во 2-ю мировую войну немецко-фашистская Германия вступила, имея на вооружении следующие танки: лёгкие T-I и Т-II, средние T-III и T-IV. Однако уже в начале Великой Отечественной войны советские Т-34 и KB показали полное превосходство над немецко-фашистскими танками. В 1942 гитлеровское командование модернизировало средние танки — на T-III вместо 37-мм была установлена 50-мм пушка, a T-IV вместо короткоствольной получил длинноствольную 75-мм пушку, увеличилась толщина брони. В 1943 на вооружение немецко-фашистской армии поступали тяжелые T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Однако и эти танки уступали сов Т-34 по маневренности, а ИС-2 — по мощности оружия.
Во время Великой Отечественной войны основным советским танком был прославленный Т-34. В ходе воины он неоднократно модернизировался — в 1942 была увеличена толщина брони, упрощена конструкция, введена командирская башенка, четырехступенчатая коробка передач заменена на пятиступенчатую, увеличена емкость топливных баков Во 2-й половине 1943 на вооружение поступил Т-34-85 с 85-мм пушкой. Осенью 1941 на смену KB был выпущен КВ-1С, у которого путем уменьшения массы за счет брони скорость увеличивалась с 35 до 42 км/ч. Летом 1943 на этот танк была установлена более мощная 85-мм пушка в литой башне — новая машина получила наименование КВ-85. В 1943 коллектив во главе с Ж.Я.Котиным и Н.Л.Духовым создал новый тяжелый танк ИС-1, вооруженный 85-мм пушкой. Уже в декабре этого года на танк установили 122-мм пушку. Новый танк — ИС-2 и его дальнейшая модификация ИС-3 по праву считались самыми мощными танками 2-й мировой воины. Легкие танки в СССР, как и в др. странах, не получили большого развития На базе плавающего танка Т-40 с пулеметным вооружением к сентябрю 1941 был создан легкий Т-60 с 20-мм пушкой и усиленной броней. На основе Т-60 в начале 1942 под руководством H.А.Астрова был разработан Т-70, вооруженный 45-мм пушкой. Однако во 2-й половине войны легкие танки оказались малоэффективными и с 1943 их производство прекратилось (на базе Т-70 стали выпускаться самоходные артиллерийские установки СУ-76).
В развитии танков основных воюющих армий наибольшее распространение получили средние танки. Однако, с 1943 наметилась тенденция создания новых типов тяжелых танков и увеличения их выпуска. Средние и тяжелые танки 2-й мировой войны были однобашенными, с противоснарядным бронированием, вооруженные 50—122-мм пушками. Характерной чертой советских танков было использование экономичных по расходу топлива и более безопасных в пожарном отношении дизелей, применение широких гусениц, обеспечивающих хорошую проходимость. В ходе войны на базе советских легких, средних и тяжелых танков создавались самоходные артиллерийские установки. Тактико-технические характеристики основных типов зарубежных танков, применявшихся во 2-й мировой воине, приведены в таблице 3.
Таблица 3. — Тактико-технические характеристики зарубежных танков периода 2-й мировой войны



В комплекс вооружения танка входят пушка как основное и пулемёты как вспомогательное оружие, комплект боеприпасов, приборы прицеливания и наблюдения (в т.ч. и в ночное время), а также другие устройства. Основные типы танков оснащаются 90—152-мм гладкоствольными или нарезными пушками, предназначенными прежде всего для борьбы с бронированными целями — танками, БМП, БТР, самоходными орудиями. Отсюда важность дальности прямого выстрела, обеспечиваемого большой начальной скоростью снаряда. Однако с увеличением этой скорости возможны случаи срыва ведущих поясков снаряда. Поэтому для вооружения танков применяются гладкоствольные орудия, не имеющие нарезов в канале ствола. На лёгких (в том числе плавающих) танках обычно применяются 75—76-мм пушки. Как правило, пушки на танках размещаются в башнях. Большинство танковых пушек имеют эжекторы для продувания канала ствола после выстрела. В комплект боеприпасов к пушкам входят артиллерийские выстрелы со следующими типами снарядов: бронебойными, кумулятивными, подкалиберными, с пластическим ВВ, осколочно-фугасными и др. На танк устанавливаются пулемёты, в том числе крупнокалиберные зенитные. Иногда на танках размещаются противотанковые управляемые ракеты (см. Противотанковый ракетный комплекс). Для увеличения точности стрельбы с ходу танки оснащаются стабилизаторами вооружения (имеются на советских Т-55, Т-62, американском М60А1, английском «Чифтен», западно-германском «Леопард»). В качестве силовой установки на танках применяются четырёхтактные и реже двухтактные двигатели внутреннего сгорания, причём наибольшее распространение получили дизельные двигатели (см. Танковый двигатель). Трансмиссия состоит из агрегатов и механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам, изменяющих усилие на гусеницах в зависимости от условий движения, осуществляющих повороты за счёт изменения скоростей гусениц. Ходовая часть танка, включающая гусеничный движитель и подвеску, предназначается для обеспечения движения по пересеченной местности и преодоления естественных и искусственных препятствий. Для вождения танка и ориентирования на местности служат приборы наблюдения. Простейший из них — перископ. Наводка пушки и пулемётов на цель осуществляется с помощью оптических прицелов. Для движения и стрельбы в ночных условиях используются приборы ночного видения (см. Инфракрасная техника). Электрооборудование танка включает генераторы, стартёрные аккумуляторные батареи, различные реле-регуляторы, электрический стартёр (стартёр-генератор), контрольно-измерительные приборы, а также приборы освещения и сигнализации. В качестве средств связи на танках применяются радиостанции, как правило, ультракоротковолнового диапазона. Противопожарное оборудование танка включает полу- и автоматические противопожарные установки, а также ручные огнетушители. Для действий в условиях применения оружия массового поражения танки оборудуются специальной системой противоатомной защиты, фильтровентиляционной установкой, обеспечивается надёжная герметизация корпуса и башни. На некоторых танках устанавливается аппаратура для дымопуска (см. Дымовые средства). Герметизация корпуса и надёжное уплотнение башенной опоры позволяют танкам после небольшой подготовки преодолевать броды глубиной до 2 метров, а при оснащении оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ) — преодолевать по дну водную преграду на глубине 5—6 метров. Тактико-технические характеристики наиболее распространённых зарубежных танков приведены в таблице 4.
Таблица 4. — Тактико-технические характеристики зарубежных танков 70-х гг.

Литература: Ротмистров П.А. Танки на войне. Изд 4-е M., 1975; Ротмистров П.А. Время и танки. M., 1972; Косырев Е.А., Орехов E.M., Фомин H.H. Танки M., 1973; Танки и танковые войска M., 1970, Мостовенко В.Д. Танки Изд 2е M., 1958; Танк M., 1954 Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий капиталистических государств M., 1964
Л.В.Сергеев
Советские танки: 1 - лёгкий Т-26; 2 - лёгкий БТ-5; 3 - средний Т-28; 4 - тяжелый Т-35; 5 - средний Т-34; 6 - тяжелый КВ; 7 - тяжелый ИС-2; 8 - средний Т-62:


