Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияТ


Танк

Танк

(англ, tank, осн. значение — бак, резервуар), гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя. Боевые свойства танка: огневая мощь, броневая защита и высокая подвижность, способность совершать марши на большие расстояния, преодолевать препятствия и заграждения. Первые проекты боевой бронированной машины, названные впоследствии танком, были предложены в России в 1911—15 русским инженером В.Д. Менделеевым, детально разработавшим несколько вариантов «сухопутных крейсеров». По одному из них гусеничная машина массой 170 т с двигателем мощностью 184 кВт (250 л.с.) имела 120-мм пушку и пулемет. Проекты гусеничных боевых машин предлагали также англичанин Д.Моль (1912), австриец Г.Бурштын (1913) и др., но и они не получили развития.
В августе 1914 А.А.Пороховщиков разработал эскизный проект, а в 1915 построил и испытал опытный образец боевой машины «Вездеход», имевший основные элементы современного танка. В сентябре 1915 был изготовлен первый английский танк «Марка-1» (для сохранения секретности новую машину назвали «танк» — бак, резервуар). 15 сент. 1916 в сражении на р. Сомма впервые были применены 32 танка. Эти английские танки имели корпус в виде стальной клепаной коробки ромбовидной формы с двумя гусеничными лентами по ее контуру; вооружение — две 57-мм пушки и 4 пулемета — располагалось в спонсонах — бортовых полубашнях. Броня защищала экипаж (7—8 человек) от пуль и мелких осколков снарядов; скорость вне дорог составляла 1 — 3 км/ч. Отсутствие системы подрессоривания корпуса ухудшало подвижность танков и создавало дополнительные трудности экипажу. В 1917—18 основными английскими танками были «Марка-IV» и «Марка-V».
танк Марка-IV АнглияВ конце 1917 было налажено производство скоростного танка «Марка-А» («Уиппет»). С 1916 во Франции также начался выпуск танков «Шнейдер», «Сен-Шамон», несколько позже — «Рено».
танк Сен-Шамон Франция Эти танки, впервые применённые 16 апреля 1917 в боях, отличались от английских меньшей массой, несколько большей скоростью, формой корпуса, расположением гусениц и размещением вооружения (у наиболее лёгкого массового танка «Рено» оно помещалось во вращающейся башне), наличием системы подрессоривання корпуса. В Германии роль танка недооценивалась. Первые образцы немецких танков A-7-V и A-7-VU появились в 1918. По конструкции они мало отличались от тяжелых английских танков, превосходя их толщиной брони. В конце войны началось производство танков в США — в основном типа французского танк «Рено» и английских тяжёлых танков «Марка-V» и «Марка-VIII» с американскими двигателями. Тактико-технические характеристики танков времён 1-й мировой войны приведены в таблице 1.
Таблица 1. — Тактико-технические характеристики танков периода 1-й мировой войны
танки периода первой мировой * Танк имел на вооружении либо пушку, либо пулемёт.
Все танки этого периода были пригодны только для непосредственной поддержки пехоты ввиду незначительной скорости, малого запаса хода, слабого (противопульного) бронирования, низкой надёжности основных механизмов и агрегатов, несовершенства ходовой части. Всего за время войны было выпущено танков: Англией — 2800, Францией — 5300, США — 1000, Германией — 100.
первый советский танк Борец за свободу Первый советский танк «Борец за свободу тов. Ленин» вышел в испытательный пробег 31 августа 1920. В июне 1927 был принят на вооружение танк МС-1 (малый сопровождения), получивший после усовершенствования ходовой части индекс Т-18. По своим тактико-техническим характеристикам он несколько превосходил французский танк «Рено». До 1931 было выпущено более 900 Т-18. Небольшое их количество применялось во время военного конфликта на КВЖД (1929). В ходе первых пятилеток в СССР была создана производственная база для массового выпуска танков (см. Танковая промышленность). В 1931 — 38 налаживается производство танкеток Т-27, малых плавающих танков Т-37 и Т-38 (см. Танк плавающий), лёгких Т-26 и БТ, средних Т-28 и тяжёлых Т-35. Все эти танки имели противопульное бронирование.
Наибольшее распространение в 30-х годах получили лёгкие танки. Для общевойсковых соединений и танковых частей выпускался относительно тихоходный гусеничный Т-26. Основу механизированных и танковых соединений составляли быстроходные колёсно-гусеничные БТ-5 и БТ-7. Средний Т-28 предназначался для усиления общевойсковых соединений. Тяжёлый Т-35 создавался как боевая машина для дополнит, усиления при прорыве укрепленных полос. Плавающие танки Т-37, Т-38 и поступивший на вооружение в 1940 T-40 предназначались в основном для разведки. Танки Т-26, БТ-5 и БТ-7 успешно применялись во время боевых действий у оз. Хасап, на реке Халхин-Гол, а также использовались (совместно с Т-28 и Т-35) в советско-финляндской войне 1939—40 и в начальный период Великой Отечественной войны. Развитие к сер. 30-х годов противотанковой артиллерии, значение которой показали уже боевые действия в начале национально-революционной войны исп. народа 1936—39, потребовало разработки танка с противоснарядным бронированием. Первым таким танком был сов. Т-46-5 (1937), массой 28 тонн, с бронёй толщиной 60 мм, вооруженный 45-мм пушкой и 2 пулемётами. В 1938 конструкторский коллектив во главе с Ж.Я.Котиным разработал двухбагленный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием СМК (масса 55 тонн, толщина брони 60 мм, вооружение — 76-и 45-мм пушки, пулемёты). Примерно такие же данные имел двухбашенный Т-100.
Продолжая совершенствование тяжёлого танка, конструкторы Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов, А.С.Ермолаев, Н.Ф.Шамшурин в 1939 разработали KB — первый однобашенный танк. с 76-мм длинноствольной пушкой и 75-мм бронёй. Опытный образец KB принимал участие в боевых действиях в Финляндии и в 1939 был принят на вооружение. Одновременно велись работы по созданию среднего танка. Группа конструкторов во главе с М.И.Кошкиным создала сначала колёсно-гусеничный А-20, который отличался от БТ-7М более толстой бронёй и рациональной формой корпуса и башни. Колёсно-гусеничный движитель значительно усложнял конструкцию, и по инициативе М.И.Кошкина, Н.А.Кучеренко и А.А.Морозова был разработан гусеничный Т-32 с противоснарядной бронёй и 76-мм длинноствольной пушкой. Сравнительные испытания А-20 и Т-32 показали преимущества чисто гусеничной машины. Предпочтение было отдано Т-32, но необходимо было усилить его бронирование. Новый танк, принятый на вооружение в декабре 1939, получил наименование Т-34. Таким образом, к началу войны на вооружении Советской Армии состояли лёгкие (масса до 14,65 тонн), средние (28—30,9 тонн) и тяжёлые (47,5 — 50 тонн) танки. Тактико-технические характеристики советских танков периода Великой Отечественной войны приведены в таблице 2.
Таблица 2. — Тактико-технические характеристики советских танков периода Великой Отечественной войны
советские танки периода Великой Отечественной войны * Применялись в начале Великой Отечественной войны
** Ограниченно использовались в начале Великой Отечественной войны
*** Числитель — на гусеницах, знаменатель — на колёсах
За рубежом перед 2-й мировой войной танкостроение получило наибольшее развитие в Англии, Германии, Франции. При этом конструкции танков отражали принятые в этих странах военные доктрины, взгляды на роль и способы применения танковых войск. В Англии разрабатывались так называемые «пехотные» и «крейсерские» танки. Первые — с противоснарядной бронёй и относительно низкой скоростью. Вторые имели более слабое бронирование, но повышенную скорость и увеличенный запас хода. Во Франции танки рассматривались как средство непосредственной поддержки пехоты — они имели противоснарядную броню, относительно сильное вооружение, низкую скорость и малый запас хода. В немецко-фашистской армии, где танковым войскам отводилась ведущая роль, предпочтение отдавалось танкам с высокой скоростью. Во время 2-й мировой войны основными английскими пехотными танками были МкII «Матильда», МкIII «Валентайн», МкIV «Черчилль»; крейсерскими — «Кромвель» и «Комета». Армия США вступила в войну с лёгкими танками МЗл и незначительным количеством средних МЗс. В 1942 на базе МЗс был разработан танк M4 «Шорман» — основной американский танк времён войны. Однако все эти английские и американские танки по основным тактико-техническим характеристикам, особенно по вооружению, значительно уступали танкам немецко-фашистской армии T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Только в конце 1944 в США была создана под сильным влиянием советских Т-34 и ИС тяжёлая машина М-26 с 90-мм пушкой, способная противостоять «пантерам» и «тиграм».
Во 2-ю мировую войну немецко-фашистская Германия вступила, имея на вооружении следующие танки: лёгкие T-I и Т-II, средние T-III и T-IV. Однако уже в начале Великой Отечественной войны советские Т-34 и KB показали полное превосходство над немецко-фашистскими танками. В 1942 гитлеровское командование модернизировало средние танки — на T-III вместо 37-мм была установлена 50-мм пушка, a T-IV вместо короткоствольной получил длинноствольную 75-мм пушку, увеличилась толщина брони. В 1943 на вооружение немецко-фашистской армии поступали тяжелые T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Однако и эти танки уступали сов Т-34 по маневренности, а ИС-2 — по мощности оружия.
Во время Великой Отечественной войны основным советским танком был прославленный Т-34. В ходе воины он неоднократно модернизировался — в 1942 была увеличена толщина брони, упрощена конструкция, введена командирская башенка, четырехступенчатая коробка передач заменена на пятиступенчатую, увеличена емкость топливных баков Во 2-й половине 1943 на вооружение поступил Т-34-85 с 85-мм пушкой. Осенью 1941 на смену KB был выпущен КВ-1С, у которого путем уменьшения массы за счет брони скорость увеличивалась с 35 до 42 км/ч. Летом 1943 на этот танк была установлена более мощная 85-мм пушка в литой башне — новая машина получила наименование КВ-85. В 1943 коллектив во главе с Ж.Я.Котиным и Н.Л.Духовым создал новый тяжелый танк ИС-1, вооруженный 85-мм пушкой. Уже в декабре этого года на танк установили 122-мм пушку. Новый танк — ИС-2 и его дальнейшая модификация ИС-3 по праву считались самыми мощными танками 2-й мировой воины. Легкие танки в СССР, как и в др. странах, не получили большого развития На базе плавающего танка Т-40 с пулеметным вооружением к сентябрю 1941 был создан легкий Т-60 с 20-мм пушкой и усиленной броней. На основе Т-60 в начале 1942 под руководством H.А.Астрова был разработан Т-70, вооруженный 45-мм пушкой. Однако во 2-й половине войны легкие танки оказались малоэффективными и с 1943 их производство прекратилось (на базе Т-70 стали выпускаться самоходные артиллерийские установки СУ-76).
В развитии танков основных воюющих армий наибольшее распространение получили средние танки. Однако, с 1943 наметилась тенденция создания новых типов тяжелых танков и увеличения их выпуска. Средние и тяжелые танки 2-й мировой войны были однобашенными, с противоснарядным бронированием, вооруженные 50—122-мм пушками. Характерной чертой советских танков было использование экономичных по расходу топлива и более безопасных в пожарном отношении дизелей, применение широких гусениц, обеспечивающих хорошую проходимость. В ходе войны на базе советских легких, средних и тяжелых танков создавались самоходные артиллерийские установки. Тактико-технические характеристики основных типов зарубежных танков, применявшихся во 2-й мировой воине, приведены в таблице 3.
Таблица 3. — Тактико-технические характеристики зарубежных танков периода 2-й мировой войны
характеристики танков периода второй мировой тактико-технические характеристики танков второй мировой В послевоенный период в армиях передовых в экономическом отношении стран продолжалось дальнейшее совершенствование танков. При этом серьезное внимание обращалось на возможность их действии в условиях применения ядерного оружия. В связи со сближением боевых свойств средних и тяжелых танков в 6О-х годов произошло слияние этих типов в один основной боевой танк, способный выполнять широкий диапазон боевых задач — борьбу с танками противника, уничтожение противотанковых средств, разрушение оборонительных сооружений и уничтожение живой силы противника. Кроме того, на вооружении армии ряда стран находятся легкие авиатранспортабельные плавающие танки.
общая компоновочная схема танка Основные элементы конструкции современного танка - броневой корпус и башня, комплекс вооружения (см. Бронетанковое вооружение), силовая установка, трансмиссия с приводами управления, ходовая часть, приборы наблюдения и прицеливания, электрооборудование, средства связи, системы противопожарного оборудования и противоатомной защиты и др. Корпус и вращающаяся башня служат для размещения экипажа, вооружения, агрегатов, механизмов и приборов, обеспечивая также их защиту от поражения боевыми средствами противника. Корпус представляет собой закрытую жесткую коробку, сваренную из отдельных листов броневой стали. Иногда корпус изготовляется литым (например, у американского М60А1, швейцарского Р-61). Броня не только защищает экипаж танка от поражения различными противотанковыми средствами, но и служит средством защиты от поражающих факторов ядерного оружия. Внутренний объём корпуса обычно делится на 3 отделения: управления, где размещается механик-водитель и находятся приводы управления двигателем и агрегаты трансмиссии, а также контрольно-измерительные приборы; боевое, где располагаются командир машины, наводчик и заряжающий, устанавливаются вооружение, приборы наблюдения, аппаратура связи, находится боекомплект; моторно-трансмиссионное — для размещения двигателя и трансмиссии (см. Компоновка танка). Башни танков, как правило, бывают литыми, располагаются на корпусе и могут вращаться на 360° с помощью электрического, гидравлического или электрогидравлического привода, дублируемого ручным механизмом поворота. Известны также безбашенные танки, например, шведский «S».
В комплекс вооружения танка входят пушка как основное и пулемёты как вспомогательное оружие, комплект боеприпасов, приборы прицеливания и наблюдения (в т.ч. и в ночное время), а также другие устройства. Основные типы танков оснащаются 90—152-мм гладкоствольными или нарезными пушками, предназначенными прежде всего для борьбы с бронированными целями — танками, БМП, БТР, самоходными орудиями. Отсюда важность дальности прямого выстрела, обеспечиваемого большой начальной скоростью снаряда. Однако с увеличением этой скорости возможны случаи срыва ведущих поясков снаряда. Поэтому для вооружения танков применяются гладкоствольные орудия, не имеющие нарезов в канале ствола. На лёгких (в том числе плавающих) танках обычно применяются 75—76-мм пушки. Как правило, пушки на танках размещаются в башнях. Большинство танковых пушек имеют эжекторы для продувания канала ствола после выстрела. В комплект боеприпасов к пушкам входят артиллерийские выстрелы со следующими типами снарядов: бронебойными, кумулятивными, подкалиберными, с пластическим ВВ, осколочно-фугасными и др. На танк устанавливаются пулемёты, в том числе крупнокалиберные зенитные. Иногда на танках размещаются противотанковые управляемые ракеты (см. Противотанковый ракетный комплекс). Для увеличения точности стрельбы с ходу танки оснащаются стабилизаторами вооружения (имеются на советских Т-55, Т-62, американском М60А1, английском «Чифтен», западно-германском «Леопард»). В качестве силовой установки на танках применяются четырёхтактные и реже двухтактные двигатели внутреннего сгорания, причём наибольшее распространение получили дизельные двигатели (см. Танковый двигатель). Трансмиссия состоит из агрегатов и механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам, изменяющих усилие на гусеницах в зависимости от условий движения, осуществляющих повороты за счёт изменения скоростей гусениц. Ходовая часть танка, включающая гусеничный движитель и подвеску, предназначается для обеспечения движения по пересеченной местности и преодоления естественных и искусственных препятствий. Для вождения танка и ориентирования на местности служат приборы наблюдения. Простейший из них — перископ. Наводка пушки и пулемётов на цель осуществляется с помощью оптических прицелов. Для движения и стрельбы в ночных условиях используются приборы ночного видения (см. Инфракрасная техника). Электрооборудование танка включает генераторы, стартёрные аккумуляторные батареи, различные реле-регуляторы, электрический стартёр (стартёр-генератор), контрольно-измерительные приборы, а также приборы освещения и сигнализации. В качестве средств связи на танках применяются радиостанции, как правило, ультракоротковолнового диапазона. Противопожарное оборудование танка включает полу- и автоматические противопожарные установки, а также ручные огнетушители. Для действий в условиях применения оружия массового поражения танки оборудуются специальной системой противоатомной защиты, фильтровентиляционной установкой, обеспечивается надёжная герметизация корпуса и башни. На некоторых танках устанавливается аппаратура для дымопуска (см. Дымовые средства). Герметизация корпуса и надёжное уплотнение башенной опоры позволяют танкам после небольшой подготовки преодолевать броды глубиной до 2 метров, а при оснащении оборудованием подводного вождения танков (ОПВТ) — преодолевать по дну водную преграду на глубине 5—6 метров. Тактико-технические характеристики наиболее распространённых зарубежных танков приведены в таблице 4.
Таблица 4. — Тактико-технические характеристики зарубежных танков 70-х гг.
характеристики танков 70х годов Развитие танков в 70-е годы идёт в направлении дальнейшего совершенствования их основных боевых качеств: повышения огневой мощи, усиления защиты от всевозможных средств поражения, увеличения подвижности. Увеличение огневой мощи достигается повышением начальной скорости снарядов танковых пушек; созданием новых типов эффективных боеприпасов (в т.ч. реактивных); повышением точности стрельбы путём применения усовершенствованных стабилизаторов вооружения в двух плоскостях; широким внедрением дальномеров, в т.ч. квантовых (см. Лазер); использованием баллистических вычислителей и датчиков, учитывающих отклонение условий стрельбы от нормальных; сокращением времени на производство выстрелов за счёт механизации и полной автоматизации процесса заряжания пушек. Усиление защиты танка осуществляется путём применения дифференцированного распределения толщины брони в зависимости от вероятности поражения в боевых условиях; увеличения толщины и углов наклона лобовых деталей корпуса и башни; использования так называемого разнесённого бронирования (последовательно на определенном расстоянии устанавливается ряд броневых листов); применения комбинированной или слоистой брони, состоящей из различных материалов, эффективно защищающих от ряда поражающих средств. Увеличение подвижности достигается за счёт повышения удельной мощности танка, создания экономичных двигателей, совершенствования трансмиссии, приводов управления, ходовой части. Для лучшего ориентирования на местности применяются электронно-вычислительные курсоуказатели и автоматические курсопрокладчики различных систем. Опыт боевых действий 60—70-х годов на различных театрах военных действий убедительно показал важную роль танка, подтвердив положение о том, что танковые войска по-прежнему являются главной ударной силой сухопутных войск.
Литература: Ротмистров П.А. Танки на войне. Изд 4-е M., 1975; Ротмистров П.А. Время и танки. M., 1972; Косырев Е.А., Орехов E.M., Фомин H.H. Танки M., 1973; Танки и танковые войска M., 1970, Мостовенко В.Д. Танки Изд 2е M., 1958; Танк M., 1954 Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника армий капиталистических государств M., 1964
Л.В.Сергеев
Советские танки: 1 - лёгкий Т-26; 2 - лёгкий БТ-5; 3 - средний Т-28; 4 - тяжелый Т-35; 5 - средний Т-34; 6 - тяжелый КВ; 7 - тяжелый ИС-2; 8 - средний Т-62: советские танки
зарубежные танки второй мировой
зарубежные танки 60-70 годов
Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика