[р. 19.3
(1.4). 1906, Москва], советский авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1946), дважды Герой
Социалистического Труда (1940, 1957), академик АН
СССР (1976). Член КПСС
с 1938.
Александр Сергеевич Яковлев в Советской Армии
с 1924. Окончил Военно-воздушную инженерную академию
(ВВИА) имени H.E.
Жуковского (1931). В
1924 построил планёр
АВФ-10, отмеченный
на вторых Всесоюзных
планёрных соревнованиях. В 1924—27 работал мотористом в
авиаотряде ВВИА, где
в 1927 спроектировал
и построил спортивный самолёт АИР-1. В 1927—31, будучи слушателем ВВИА, создал лёгкие самолёты АИР-2,
-3, -4, -5. С 1931 инженер на авиационном заводе,
где сформировал КБ лёгкой авиации. С 1935
главный, с 1956 генеральный конструктор, в 1940—1946 одновременно заместитель наркома авиационной
промышленности. Яковлевым были разработаны серийно выпускавшиеся самолёт местной связи АИР-6 и
скоростной почтовый самолёт АИР-7 (1932);
серийные учебные самолёты УТ-2 и УТ-1 (1935—1936); учебно-тренировочный бомбардировщик
УТ-3 (1938); ближний бомбардировщик ББ-22
со скоростью 567 км/ч (1939); истребители
Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 (1940—43), отличавшиеся оптимальным сочетанием скорости,
вооружения и манёвренности. Истребители Яковлева
применялись в боях во время Великой Отечественной войны, составляли две трети советских истребителей (36 тыс. экз.), сыграли большую роль
в разгроме немецко-фашистской авиации. В 1944 на Як-3
с мотором ВК-108 была достигнута наибольшая для советских поршневых самолётов скорость —
745 км/ч.
Яковлев — один из первых создателей
реактивной авиации. Под его руководством разработаны серийные самолёты: Як-15 — первый
реактивный истребитель, принятый на вооружение
советских ВВС (1946); реактивный истребители Як-17,
ЯК-17УТИ, Як-23; Як-25 — первый всепогодный перехватчик (1952); Як-28 — первый
советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (1958); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки (1967); десантный планёр Як-14; вертолёт Як-24; учебные самолёты
Як-11, Як-18 и Як-18Т; многоцелевой Як-12;
спортивные Як-18П, Як-18ПМ и Як-50 —
победители ряда чемпионатов мира и Европы
по высшему пилотажу; реактивные пассажирские
Як-40, Як-42 и др. На самолётах Яковлева установлено около 50 мировых и 70 всесоюзных рекордов. Всего под руководством Яковлева создано 75
серийных типов самолётов, построенных
в 66 тыс. экз.
Яковлев внёс большой вклад в советское
самолётостроение и создал школу проектирования, для которой характерны высокая техническая
культура, стремление к простым конструктивным решениям и широта диапазона создаваемой авиатехники.
Депутат Верховного Совета СССР
2—10-го созывов Лауреат Ленинской (1972)
и Государственной премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946,
1947, 1948, 1977). Награждён 8 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова
1-й и 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной
Звезды, медалями, а также иностранными орденами
и Большой золотой медалью ФАЙ.
Соч.: 50 лет советского самолетостроения. М.,
1968; Цель жизни. Изд. 4-е. М., 1974; Рассказы авиаконструктора. Изд. 6-е. М., 1974; Советские самолеты. Изд. 3-е. М., 1979; Записки конструктора. М.,
1979.
Лит.: Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. М., 1977; Новиков М.В.
Творцы оружия. М., 1971.