[27.12.1785
(7.1.1786), деревня Симаново, ныне Невельского
района Псковской области — 11(23).6.1854, Кэлэраш, Румыния], русский военный инженер,
инженер-генерал (1852). Окончил школу колонновожатых (1806). На военной службе с
1802, командовал сапёрной ротой и батальоном, был начальником инженеров корпуса и армии.
Принимал участие в Аустерлицком сражении
1805. В 1811—12 руководил работами по
укреплению крепости Бобруйск и строительством
оборонительных сооружений на реке Припять, участник Отечественной войны 1812. В русско-турецкой войне
1828—29 отличился при осаде крепостей Варна (1828), Силистра и Шумла (1829). Разработал новую, более эффективную систему
контрминной борьбы (вместо вертикальных
колодцев применял горизонтальные и наклонные трубы). Шильдер изобрёл оригинальные
конструкции висячего канатного моста и переправочных средств («бурдючный мост» из
быстро собираемых холщовых складных понтонов). Совместно с П.Л.Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832—36). По проектам Шильдера
была построена первая в мире цельнометаллическая подводная лодка (1834). В 1838—48 вместе с Борисом Семёновичем Якоби сконструировал гальванические и
гальваноударные морские мины. Во время Крымской
войны 1853—56 Шильдер был смертельно ранен при
осаде Силистры.
Литература: Быковский И.А. Рассказы о русских кораблестроителях. Л., 1966, с. 181—213.