(триумфальная арка), постоянное или временное, как правило монументальное, архитектурное сооружение, возводимое в ознаменование выдающегося, чаще
всего военно-исторического, события. При постройке обычно используются мрамор и другие
ценные конструкционные и отделочные материалы. Традиционные детали оформления
Триумфальных ворот: колонны, статуи, барельефы, памятные
надписи, скульптурные изображения боевых колесниц, запряжённых четырьмя —
шестью конями, в качестве возниц — аллегорические фигуры Славы, Счастья и т.п. Триумфальные ворота
имеют один или три пролёта, перекрытых полуцилиндрическими сводами; в последнем случае главный пролет шире и выше боковых.
Обычай возводить Триумфальные ворота в честь военных побед
возник в Древнем Риме во 2 веке до н.э. Во времена Римской империи предназначались для церемонии торжественного въезда победителя
(см. Триумф). Триумфальные ворота были возведены также
в Милане, Неаполе, Париже, Мадриде, Лондоне, Берлине и других городах.
В России триумфальные ворота впервые построены при Петре I: в связи с взятием Азова (1696), основанием новой столицы (1703), Полтавской победой
(1709). В честь победы России в Отечественной
войне 1812 в Петербурге по проекту Д.Кваренги в 1814 были возведены Нарвские ворота
(сначала деревянные, в 1827—33 построены из
камня В.П.Стасовым). После победы над Наполеоном и возвращения русских воинов-победителей из Западной Европы в 1814 в Москве у Тверской заставы была установлена деревянная
Триумфальная арка, заменённая в 1834 каменной (архитектор О.И.Бове, скульпторы
И.П.Витали и И.Т.Тимофеев). В 1936 в связи с перепланировкой площади у Белорусского вокзала арка была разобрана, в 1968 восстановлена на Кутузовском проспекте. Вместе
с музеем-панорамой «Бородинская битва» и другими
расположенными здесь памятниками арка
составляет единый историко-мемориальный
комплекс.
Литература: Всеобщая история архитектуры. Т.2.,
Кн. 2. М., 1948; Смирнов А.А. Москва —
героям 1812 года. Путеводитель. М., 1977; Pончевский К.И, Римские триумфальные арки... М., 1916.
Л.В.Челак