- боевая бронированная гусеничная машина, способная без дополни тельного оборудования преодолевать водные преграды и вести огонь на плаву. Первые образцы
плавающих танков, назвавшихся амфибиями, испытывались во Франции и в США вскоре после окончания первой мировой воины. В СССР первый проект
плавающего танка, массой 10 т., с двигателем в 66,3 кВт (90л.с.) был разработан в 1920 специалистами Ижорского завода во главе с инж Г.В.Кондратьевым. В Сов. Армии малый
плавающий танк Т-37 поступил на вооружение в 1933, через три года начался выпуск более совершенного плавающего танка Т-38, а в 1940 было налажено серийное производство лёгкого плавающего танка Т-40. Плавучесть этих машин обеспечивалась необходимым водоизмещением герметизированного корпуса. В качестве водоходного движителя обычно использовались гребные винты (на некоторых плавающих танках движение на плаву осуществлялось за счёт гусеничных лент). Из-за ограничений в массе как отечественные, так и зарубежные плавающие танки имели только противопульное бронирование и пулемётное вооружение (Т-37 и Т-38 — 7,62-мм пулемёт, Т-40 — два пулемёта — 12,7-мм и 7,62-мм). Плавающие танки во время 2-й мировой войны использовались амер. и япон. армиями при боевых действиях на Тихом океане. В СССР конструкторским коллективом под рук. Ж.Я.Котина в послевоен. период был разработан лёгкий плавающий танк ПТ-76, вооруж. 76-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. Масса 14 т, экипаж 3 чел., двигатель (дизель) мощностью 176 кВт (240 л. с.) позволяет развивать скорость до 44 км/ч на суше и до 10 км/ч на плаву. Перемещение по воде осуществляется с помощью впервые в мире применённого на плавающем танке водомётного движителя. На вооружении армии США состоит лёгкий авнатранспортабельный плавающий танк М551 «Шеридан» (см.
Танк, табл. 4 в конце материала).