Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияЛ


Лаг

Лаг

(от гол. log), навигационный прибор для измерения скорости корабля (судна) и пройденного им расстояния. Лаги могут измерять скорость корабля относительно воды (относительную) и земли (полную), а также скорость переносную, приобретаемую кораблём под влиянием течения. Лаги, измеряющие относительную скорость, наиболее распространены. По принципу действия лаги подразделяются на гидродинамические, индукционные и вертушечные. Первые измеряют давление, вызываемое потоком воды при перемещении корабля, вторые — электродвижущую силу, индуцируемую в воде движущимся электромагнитом, жёстко скреплённым с кораблём, третьи — скорость потока по числу оборотов вертушки (винта), помещённой в этом потоке. Измеряемые лагами давление, электродвижущая сила или обороты вертушки (винта) изменяются пропорционально скорости корабля и с помощью различных передач (механической, электрической, гидравлической) прообразуются в показания скорости и пройденного расстояния.
Полную (абсолютную) скорость относительно земли измеряют гидроакустическими лагами, работающими на принципе использования эффекта Доплера, а также геомагнитными лагами, действие которых основано на измерении электродвижущей силы, индуцируемой в измерительных проводниках при их движении вместе с кораблём в магнитном поле Земли.
В парусном флоте скорости корабля измеряли ручным лагом (деревянный буёк с привязанным к нему тросом — лаглинем). Для определения длины выпущенного (вытравленного) троса на нём ввязывались узлы цветного флагдука (прочной шерстяной материи) на удалении 50,67 фута (1/120 морской мили) один от другого. По числу вытравленных за борт узлов цветного флагдука в течение 0,5 минуты определяли, сколько морских миль прошёл корабль за один час. Морская единица скорости — узел (миля в час) обязана своим происхождением ручному лагу.
Лит.: Курс кораблевождения. Т. 5. Кн. 3; Итенберг С.И., Дворников А.П., Балашков И.В. Лаги и автосчислители. Л., 1964; А кит Р.П. Основы судовождения. М., 1968, с. 34— 47; Гидродинамические лаги. Л., 1967. Библиогр.: с. 428; Справочник штурмана. М., 1968, с. 432—450.
В.Д.Шандабылов


© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика