- размещение вооружения, основных механизмов и рабочих
мест экипажа в броневом корпусе и башне
танка. Рациональная схема компоновки танка обеспечивает
оптимальное сочетание его боевых и технических
характеристик. Она определяется рядом условий (обеспечение хорошей поворотливости
машины, надлежащего расположения центра
тяжести, допустимой величины среднего удельного
давления на грунт, заданных габаритов и
массы машины и т.д.), среди которых наибольшее значение имеет расположение основного вооружения и удобство боевой работы экипажа.
На танках 30-х годов вооружение нередко размещалось в нескольких башнях (например, советский тяжёлый танк Т-35 имел 5 башен). Первым советским
однобашенным тяжёлым танком был КВ.
На современных танках основное вооружение устанавливается также в одной вращающейся башне.
В зависимости от того, где расположены
двигатель и трансмиссия машины, существуют различные компоновочные схемы.
Для современных танков характерно ставшее классическим размещение двигателя и агрегатов
трансмиссии в кормовой части корпуса. При
такой компоновке танка в передней части находится отделение управления, среднюю часть и башню
занимает боевое отделение, далее (обычно за
съёмной перегородкой) размещается моторнотрансмиссионное отделение. В отделении управления помещается механик-водитель и
находятся все приводы механизмов управления, а также контрольно-измерительные приборы.
В боевом отделении устанавливаются вооружение танка, приборы наблюдения, средства
связи и другое оборудование, находятся рабочие
места командиpa танка и других членов экипажа.
На стенках корпуса, иногда и на днище в
боевом отделении размещается боекомплект.
Моторно-трансмиссионное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, стремятся сделать возможно меньшим по высоте и
объёму. С этой целью применяются двигатели с небольшими размерами по высоте, а главный фрикцион, коробка передач, механизмы
поворота конструктивно могут объединяться
в один компактный агрегат. Расположение
двигателя и трансмиссии в кормовой части
корпуса позволяет изолировать от них экипаж и создать ему более благоприятные условия работы.
Компоновка танка с передним расположением трансмиссии (при размещении двигателя в корме)
распространения не получила, хотя применялась до и во время 2-й мировой войны на
всех серийных германских, а также на некоторых
американских, итальянских и других танках. Произошло это
под влиянием опыта советского танкостроения, выявившего преимущества компоновочного решения, реализованного на отечественных танках
Т-34, KB, ИС. На большинстве современных иностранных
танков (американский М60, английские «Центурион», «Чифтен», западногерманский «Леопард», французский АМХ-30
и др.) применяется компоновка с кормовым
расположением двигателя и трансмиссии. На
некоторых образцах боевых машин (французский
танк АМХ-13, шведский танк «S» и др.)
применено переднее расположение трансмиссии и двигателя. Подобная схема компоновки
используется и в боевых машинах пехоты
(кормовая часть при этом отводится для размещения десанта).
Литературу смотрите при статье Танк.
В.А.Вишняков