Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияК


Компоновка танка

Компоновка танка

- размещение вооружения, основных механизмов и рабочих мест экипажа в броневом корпусе и башне танка. Рациональная схема компоновки танка обеспечивает оптимальное сочетание его боевых и технических характеристик. Она определяется рядом условий (обеспечение хорошей поворотливости машины, надлежащего расположения центра тяжести, допустимой величины среднего удельного давления на грунт, заданных габаритов и массы машины и т.д.), среди которых наибольшее значение имеет расположение основного вооружения и удобство боевой работы экипажа. На танках 30-х годов вооружение нередко размещалось в нескольких башнях (например, советский тяжёлый танк Т-35 имел 5 башен). Первым советским однобашенным тяжёлым танком был КВ.
На современных танках основное вооружение устанавливается также в одной вращающейся башне. В зависимости от того, где расположены двигатель и трансмиссия машины, существуют различные компоновочные схемы. Для современных танков характерно ставшее классическим размещение двигателя и агрегатов трансмиссии в кормовой части корпуса. При такой компоновке танка в передней части находится отделение управления, среднюю часть и башню занимает боевое отделение, далее (обычно за съёмной перегородкой) размещается моторнотрансмиссионное отделение. В отделении управления помещается механик-водитель и находятся все приводы механизмов управления, а также контрольно-измерительные приборы. В боевом отделении устанавливаются вооружение танка, приборы наблюдения, средства связи и другое оборудование, находятся рабочие места командиpa танка и других членов экипажа. На стенках корпуса, иногда и на днище в боевом отделении размещается боекомплект. Моторно-трансмиссионное отделение, занимающее кормовую часть корпуса, стремятся сделать возможно меньшим по высоте и объёму. С этой целью применяются двигатели с небольшими размерами по высоте, а главный фрикцион, коробка передач, механизмы поворота конструктивно могут объединяться в один компактный агрегат. Расположение двигателя и трансмиссии в кормовой части корпуса позволяет изолировать от них экипаж и создать ему более благоприятные условия работы.
Компоновка танка с передним расположением трансмиссии (при размещении двигателя в корме) распространения не получила, хотя применялась до и во время 2-й мировой войны на всех серийных германских, а также на некоторых американских, итальянских и других танках. Произошло это под влиянием опыта советского танкостроения, выявившего преимущества компоновочного решения, реализованного на отечественных танках Т-34, KB, ИС. На большинстве современных иностранных танков (американский М60, английские «Центурион», «Чифтен», западногерманский «Леопард», французский АМХ-30 и др.) применяется компоновка с кормовым расположением двигателя и трансмиссии. На некоторых образцах боевых машин (французский танк АМХ-13, шведский танк «S» и др.) применено переднее расположение трансмиссии и двигателя. Подобная схема компоновки используется и в боевых машинах пехоты (кормовая часть при этом отводится для размещения десанта).
Литературу смотрите при статье Танк.
В.А.Вишняков
Метки:


© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика