Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Аэродинамические схемы ракет
Аэродинамические схемы ракет
- варианты взаимного расположения подвижных и неподвижных аэродинамических поверхностей управляемой ракеты (используемых для изменения траектории полёта, а также для стабилизации полёта) и их положения
относительно центра масс маршевой ступени
ракеты. Имеются ракеты, в к-рых в дополнение к аэродинамич. управлению или вместо
него используется газодинамическое. Известны 3 аэродинамические схемы ракет (см. рис. в конце материала): «нормальная», «утка» и «поворотное крыло». В «нормальной» схеме
подвижные поверхности (рули) расположены
в хвостовой части маршевой ступени ракеты,
а неподвижные (несущие) поверхности (крылья,
стабилизаторы) — в ср. её части. В некоторых
конструкциях рули примыкают к несущим
поверхностям (такая разновидность «нормальной» аэродинамической схемы ракеты называется «бесхвостка»). В
аэродинамической схеме ракеты
«утка» рули вынесены вперёд относительно
центра масс маршевой ступени, а стабилизаторы укреплены в её хвостовой части. В аэродинамической схеме ракеты
«поворотное крыло» крылья расположены
в р-не центра масс маршевой ступени, а стабилизаторы — в её хвостовой части. При «нормальной» аэродинамической схеме ракеты и схеме «утка» рули, располож. на значит, удалении от центра масс,
создают достаточные управл. и стабилизир.
моменты, что позволяет уменьшить размеры
рулей, мощность и массу приводов. При
аэродинамической схеме ракеты «утка» манёвр после отклонения рулей
происходит быстрее, чем при «нормальной»
схеме. Преимущество аэродинамической схемы ракеты «поворотное
крыло» — возможность манёвра ракеты практически без изменения угла атаки, что облегчает работу воздушно-реакт. маршевых двигателей, а у зенит, ракет повышает эффективность боевой части.
С. А. Пересада.