Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Стояночная и запасная тормозные системы КАМАЗ-4310

На автомобиле КамАЗ-4310 стояночная и запасная системы объединены вместе, т.е. имеют общие тормозные механизмы и общий пневматический привод. Отличие в тормозных системах заключается в способе управления ручным тормозным краном.

Тормозными механизмами этих систем являются тормозные механизмы рабочей тормозной системы, установленные в колесах задней тележки. Пневматический привод стояночный и запасной тормозных систем включает в себя четыре энергоаккумулятора 28 (см.рис.145 в предыдущих материалах), одинарный защитный клапан 16, два воздушных баллона 21, тормозной кран 6, двухмагистральный перепускной клапан 26, ускорительный клапан 25, трубопроводы и шланги. Приборы этого привода образуют третий контур пневматической системы автомобиля.

Пружинные энергоаккумуляторы (см.рис.152) служат для приведения в действие тормозных механизмов колес задней тележки при пользовании стояночной или запасной тормозными системами. Энергоаккумулятор смон­тирован на тормозной камере рабочей тормозной системы. Основными его деталями являются цилиндр 4, силовая пружина 5 с поршнем 3, толкатель 2, винт 6 с упорным подшипником 8.

При движении автомобиля сжатый воздух подается в полость цилиндра 4, действует на поршень 3 и сжимает пружину 5, При этом толкатель 2 на диафрагму 9 пневмокамеры не действует, тормозные механизмы находятся в отторможенном состоянии.

При торможении стояночный или западный тормозными системами сжатый воздух выходит из полости цилиндра в атмосферу, силовая пружина разжимается, ее усилие через толкатель 2 и шток 10 приводят в действие тормозные механизмы.

Одинарный защитный клапан 16 (см.рис.145) предназначен для сохранения давления в воздушных баллонах третьего контура при аварийном уменьшении давления в системе питания приводов сжатым воздухом. Клапан (рис.153) состоит из корпуса 1 с крышкой 5, поршня 4 с диафрагмой 3, обратного клапана 2.

одинарный защитный клапан схема устройства

Рис.153. Одинарный защитный клапан: а - положение при давлении в системе ниже 550кПа; 6 - рабочее по­ложение; I - вывод к конденсационному баллону; II - вывод к баллону третьего конура; 1 - корпус; 2 - обратный клапан; 3 - диафрагма; 4 - поршень; 5 - крышка; 6, 7 - пружины; 8 - регулировочный винт.

Сжатый воздух от конденсационного баллона поступает через вывод 1 в полость А под диафрагму. При достижении заданного давления (530 кПа) диафрагма 3 приподнимается и воздух проходит в полость В, откуда через обратный клапан 2-й вывод II проходит в баллоны третьего контура. При снижении давления в выводе 1 диафрагма 3 опускается на седло и разобщает вывод   I и II, при этом обратный клапан 2 закрывается и предотвращает обратное движение воздуха от вывода II к выводу 1. Воздушные баллоны 21 (см.рис.145) третьего контура общей вместимостью 40 л, имеют краны для слива конденсата и датчики падения давления.

ручной тормозной кран схема устройства

Рис. 154 Ручной тормозной кран: а - устройство; б - отторможеное положений; в - положение при торможении; I - вывод к воздушным баллонам; II - вывод в атмосферу; III - вывод к пружинным энергоаккумулятором через ускорительный клапан; 1 - пружина клапана; 2 - корпус; 3 - уравновешивающая пружина; 4 - пружина штока; 5 - фигурное кольцо; б - пружина колпачка; 7 - крышка с рукояткой; 8 - направляющий колпачок; 9 - шток; 10 - выпускной клапан; 11 - следящий поршень

Тормозной кран 6 служит для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояночной и запасной тормозных систем. Кран односекционного, обратного действия, с поршневым следящим механизмом и ручным приводом, расположен в кабине. Основными деталями, крана являются корпус 2 (рис.154), крышка 7 с рукояткой, следящим поршень 11, выпускной клапан 10, шток 9, фигурное кольцо 5, направляющий колпачок 8, уравновешивающая пружина 3 пружины 1, 4 и 6 соответственно клапана, штока и колпачка. Ввод I соединяется с воздушными баллонами контура, вывод II - с атмосферой, вывод III - через ускорительный клапан с энергоаккумуляторами,

В отторможенном состоянии рукоятка крана вместе с колпачком 8 и штоком 9 под действием пружины находится в крайнем нижнем положении. Выпускной клапан 10 штоком 9 оторван от седла в поршне 11, тем самым клапан разобщает вывод I от атмосферного вывода II и сообщает вывод 1 с выводом II, Сжатый воздух проходит через отверстие в следящем поршне в полость А и через окно между дном поршня 11 и клапаном 10 в полости В и далее по каналу к выводу III и к ускорительному клапану. Последний обеспечивает подачу сжатого воздуха в цилиндры энергоаккумуляторов.

При торможении рукоятка крана поворачивается вверх, вместе с крышкой 7 поворачивается колпачок 8, который скользит по винтовым поверхностям фигурного кольца 5 и увлекает за собой шток 8. Нижняя кромка штока открывается от клапана, который под действием пружины садится на седло в поршне 11, разобщая вывод I от вывода III и сообщая вывод Ш с атмосферным выводом II. Сжатый воздух из магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу, что ведет к срабатыванию клапана, который выпускает сжатый воздух из цилиндров энергоаккумуляторов в атмосферу. Тормозной кран обладает следящим действием. По мере выхода сжа­того воздуха в атмосферу давление в полости В падает, следящий поршень 11 под действием своей пружины поднимается и клапан 10 садится на кромку штока 9, после чего выпуск воздуха из магистрали ускорительного клапана прекращается.

В крайнем заднем положении рукоятка крана фиксируется стопорной защелкой. При этом сжатый воздух полностью выходит в атмосферный вывод VI, так как поршень 11 упирается в ограничитель пружины 4 и клапан 10 не доходит до кромки штока 9. В этом случае система работает как стояночная. В промежуточных положениях рукоятки благодаря следящему действию крана система может работать как запасная.

Ускорительный клапан 25 (см.рис.155) служит для уменьшения времени срабатывания запасной тормозной системы и для выпуска сжатого воздуха из энергоаккумулятора в атмосферу. Клапан (рис. 155) установлен внутри правого лонжерона рамы на минимальном расстоянии от энергоаккумулятора и состоит из верхнего и нижнего корпусов, поршня 3, впускного 4 и выпускного 1 клапанов с пружиной 5 на общем штоке. Полость над поршнем образует управлявшую камеру 2. К выводу III подается сжатый воздух из баллонов третьего контура, вывод IV соединяется с тормозным краном, вывод 1- с цилиндрами энергоаккумуляторов, вывод II - с атмосферой.

ускорительный клапан

Рис.155. Ускорительный клапан: а - устройство; б - отторможенное положение; в - положение при торможении; I -вывод к цилиндрам энергоаккумуляторов; II - атмосферный вывод; III - вывод к воздушному баллону; I - вывод к ручному тормозному крану; 1 -выпускной клапан; 2 -управляющая, камера; 3 -поршень; 4 - впускной клапан; 5 –пружина

В исходном положении в полости Аи в управлявшей камере уста­навливается одинаковое давление, так как сюда подается сжатый воздух из одних и тех же воздушных баллонов. Площадь верхней части поршня 3 больше нижней, вследствие чего он опускается вниз, при этом выпускной клапан 1 закрыт, а впускной 4 открыт. Сжатый воздух от вывода III (от воздушных баллонов) проходит к выводу 1 (в энергоаккумуляторы).

При торможении сжатый воздух из управляющей камеры через ручной тормозной кран    выходит в атмосферу, поршень 3 перемешается вверх, выпускной клапан 1 открывается, а выпускной клапан 4 под действием пружины 5 закрывается. Сжатый воздух из энергоаккумуляторов через клапан 1 и вывод П выходит в атмосферу.

При растормаживании сжатый воздух через вывод IV подается от тормозного крана в управляющую камеру 2. Поршень 3 перемешается вниз и закрывает сначала выпускной клапан 1, затем открывает впускной клапан 4. Сжатый воздух из вывода III проходит через клапан 4 и вывод I в энергоаккумуляторы.

Ускорительный клапан обладает следящим действием. При торможении по мере выхода воздуха из энергоаккумуляторов в атмосферу, давление в полости А падает и, когда оно станет меньше, чем в управляющей камере 2, поршень 3 перемещается вниз и выпускной клапан 1 закрывается. Тем самым давление воздуха в энергоаккумуляторах устанавливается пропорционально давлению в управляющей магистрали (а значит, положению рукоятки ручного тормозного крана). Аналогично при расстормаживании по мере нарастания давления в полости А поршень перемещается вверх и впускной клапан 4 закрывается.

Двухмагистральный перепускной клапан 26 (см.рис.155) предназначен для подачи (или выпуска) сжатого воздуха в энергоаккумуляторы из двух независимых контуров. Клапан (рис. 156) состоит из корпуса 3, крышки 1, мембраны 2 и уплотнительного кольца. К выводу I подсоединяется магистраль от ускорительного клапана, к выводу II - магистраль энергоаккумуляторов, к выводу III - магистраль крана аварийного растормаживания.

При растормаживании автомобиля с помощью ручного тормозного крана сжатый воздух из воздушных баллонов через ускорительный клапан подается к выводу 1, прижимает мембрану к седлу крышки 1 и через вывод П проходит в энергоаккумуляторы. При расстормаживания автомобиля с помощью крана аварийного расстормаживания мембрана прижимается к седлу корпуса 3.При затормаживании автомобиля мембрана остается прижатой к тому седлу, к которому она переместилась, и воздух проходит через вывод II к выводам I или III. При одновременной подаче сжатого воздуха к выводам I   и III   мембрана 2 занимает среднее положение.

Для контроля за состоянием привода стояночной и запасной тормозных систем предусмотрены два датчика давления (на воздушном баллоне и в магистрали энергоаккумуляторов) с сигнальными лампочками на щитке приборов. Одна лампочка сигнализирует о падении давления в баллоне, вторая - о торможении автомобиля стояночным тормозом. Кроме того, в контуре имеются два клапана контрольного вывода.

двухмагистральный перепускной клапан схема устройства

Рис. 156 Двухмагистральный перепускной клапан: а - исходное положение; б - подвод воздуха от ускорительного клапана; I -вывод к ускорительному клапану; II -вывод к энергоаккумуляторам; III - вывод к крану аварийного растормаживания; I - крышка; 2 -мембрана; 3 - корпус.

Работа привода. Воздушные баллоны 21 (см.рис.155) третьего контура заполняются сжатым воздухом от общей системы питания через одинарный защитный клапан 16. При постижении давления в баллонах 550 кПа сигнальная лампочка контура гаснет.

При торможении стояночным тормозом рукоятка крана 6 находится в верхнем (заднем) положении; Магистраль, идущая от крана к уско­рительному клапану 25, соединена с атмосферой. В ускорительном клапане открыт выпускной клапан и цилиндры энергоаккумуляторов также соединены с атмосферой. Силовые пружины энергоаккумуляторов приво­дят в действие тормозные механизмы колес задней тележки.

При оттормаживании после остановки или стоянки водитель опускает рукоятку крана б вниз. Сжатый воздух из баллонов привода через кран проходит в управляющую камеру ускорительного клапана 25, в котором открывается впускной клапан и сжатый воздух из тех же баллонов, но по коротким и большего диаметра трубопроводам подается через ускорительный и двухмагистральнне клапаны 26 в цилиндры энергоаккумуляторов. Силовые пружины последних сжимаются и тормоз­ные механизмы колес задней тележки оттормаживаются.

В случае необходимости пользоваться запасной тормозной систе­мой водитель воздействует на рукоятку тормозного крана. Привод при этом работает так же, как и при стояночном торможении. Эффективность такого торможения определяется положением рукоятки крана и в общем случае ниже чем торможение рабочей тормозной системой, примерно в два раза.

В случае аварийном падении давления в приводе стояночного тор­моза энергоаккумуляторы срабатывают и автомобиль останавливается. Для того, чтобы растормозить автомобиль в таком состоянии, предусмотрена система аварийного растормаживания. Основным элементом такой системы является кнопочный кран 5 (см.рис. 145) установленный в кабине под щитком приборов.

пневматический кнопочный кран схема устройства

Рис. 157. Пневматический кнопочный кран:  I - вывод к воздушному баллов; II - атмосферный вывод; III - вывод к двухмагистральному клапану; 1 - корпус; 2 - фильтр; 3 - кнопка; 4 - толкатель; 5 - выпускной канал; 6 - клапан; 7 - пружина клалана.

К выводу I крана (рис.157) сжатый воздух подводится из баллонов второго контура, вывод II соединен с атмосферой, вывод III - с двухмагистральным клапаном. При нажатии на кнопку 3 крана, впускной клапан 6 открывается, а канал 5 толкателе 4 закрывается. Сжатый воздух из баллонов второго контура через двухмагистральный клапан проходит в цилиндры энергоаккумуляторов, что ведет к растормаживанию колес задней тележки. При отпускании кнопки толкатель 4 под действием пружины возвращается в исходное положение, а впускной клапан 6 закрывается. Сжатый воздух из соединительных трубопроводов к двухмагистральному клапану (а при отсутствии давления в воздушных баллонах стояночной тормозной системы и из цилиндров энергоаккумуляторов) выходит через кран в атмосферу.

При отсутствии сжатого воздуха и во втором контуре автомобиль может быть расторможен с помощью устройства для механического расторможения, которые встроены в цилиндры энергоаккумуляторов. Для этого винты 6 (см.рис.152) должны быть ввернуты до упора в каждом энергоаккумуляторе.

Эксплуатировать автомобиль с неисправной стояночной и запасной тормозными системами запрещается.

Метки:

Подольский эвакуатор

evacuator-moskva.ru > Дешевый эвакуатор

В Москве и Московской области



© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика