Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Колеса и шины

Колеса автомобиля обеспечивают его поступательное движение; оснащенные шинами, они также частично смягчают и поглощают толчки и удары, возникающие при движении по неровностям дороги.

На рассматриваемых автомобилях применяются дисковые колеса с разъемным ободом и с шинами регулируемого давления.

Автомобильное колесо состоит из ступицы 3 (см. рис.117 в предыдущих материалах), диска, обода, пневматической шины и деталей крепления.

Ступица, обычно является принадлежностью моста. Она вращается на двух конических подшипниках 19 и 20, установленных на цапфе 17. Под­шипники фиксируются гайкой 22, замковой шайбой 23 и контргайкой. Смазка, закладываемая в подшипники, удерживается сальником 7, установленным внутри ступицы; от попадания пыли и грязи ступица уплотняется резиновой манжетой, установленной снаружи.

Колесо КамАЗ-4310 и УРАЛ-4320 схема

Рис. 129. Колесо автомобилей КамАЗ-4310, УРАЛ-4320: 1 - замочное кольцо; 2, 4 - бортовые кольца; 3 - покрышка; 5 - обод; 6-паз вентиля; 7 - ободная лента; 8 - камера

Диск и обод 5 (рис.129) изготовляются штамповкой и сварены между собой в неразборную конструкцию. Диск крепится к шпилькам 2 (см. рис. 117) ступицы колеса гайками, имеющими сферическую поверхность; гайки колес левой стороны с левой резьбой, правой стороны - с правой резьбой.

Шина на ободе удерживается двумя съемными бортовыми кольцами 2 и 4 (см. рис. 129) и заточным кольцом 1.

Колеса вместе с шинами подвергаются балансировке, в результате которой на них устанавливаются грузики, удерживаемые пластинчатою пружиной. В случае разборки и последующей сборки колеса шину, балансировочные грузики и другие детали нужно установить на те же места, которые они занимали до разборки, по меткам, нанесенным до разборки.

Регулировка подшипников ступицы колеса осуществляется с помощью гайки 22 (см. рис. 117). Для выявления необходимости регулировки поднимают колесо домкратом, вынимают полуось, колесо покачивают руками. Если ощущается зазор в подшипниках или колесо вращается туго, а тормозные механизмы отрегулированы правильно, то необходимо отрегу­лировать затяжку подшипников. При регулировке отворачивается контргайка, снимается замковая шайба, гайка затягивается до тугого вра­щения колеса, после толчка рукой колесо должно сразу же останавливаться. Далее отпускают гайку на 1/8. ..1/6 оборота, ставят замковую шайбу и контргайку. Правильность затяжки подшипников проверяется по свободному вращению колеса без осевого перемещения.

Запасное колесо на автомобиле КамАЗ-4310 устанавливается за кабиной в специальном держателе, имеющем механизм подъема, и опуска­ния с гидравлическим приводом. На автомобиле Урал-4320 держатели запасного колеса закреплен на правом лонжероне рамы за кабиной. Подъем и опускание запасного колеса этого автомобиля обеспечивается гидроподъемником, включенным в систему гидравлического усилителя рулевого привода. На автомобиле ЗИЛ-131 запасное колесо устанавливается в откидывающемся кронштейне, расположенном за кабиной на правом лонжероне рамы и имеющим устройство для механического подъема и опускания колеса.

устройство пневматической шины

Рис. 130. Пневматическая шина: 1 - протектор; 2 - подушечный слой; 3 - каркас ; 4 - боковина; 5 -борт; 6 -металлическое кольцо; 7 - обод; 8 - вентиль; 9 - диск; 10 – камера

Пневматическая шина состоит из покрышки 3 (см. рис. 129), камеры 8 с вентилем ободной ленты 7.

Покрышка удерживает камеру на ободе, защищает её от повреж­дений, обеспечивает сцепление колес с дорогой. Покрышки состоит из каркаса 3 (рис. 130), двух бортов 5 с металлическими кольцами 5, подушечного слоя 2, протектора 1 и двух боковин 4.

Камера представляет собой замкнутую эластичную кольцевую трубу, заполненную сжатым воздухом. Для впуска воздуха, на камере при помощи гайки с шайбой и зажимной пластины закреплен вентиль 8, к которому крепится шланг системы регулирования давления воздуха в шинах.

Ободная лента предохраняет камеру от истирания об обод и зацепления ее бортами покрышки. Лента располагается между камерой и ободом.

На автомобиле КамАЗ-4320 устанавливаются широкопрофильные шины размером 1220 х 400 - 533. Первая цифра в этом размере обозначает наружный диаметр, вторая - ширину профиля, третья - внутренний диаметр, все величины в мм. Давление воздуха в шинах регулируется в пределах 70...350 кПа.

На автомобиле Урал-4320 устанавливаются шины размером 370-508. В обозначении этой шины первая цифра обозначает ширину профиля, а вторая её внутренний диаметр в мм. Нормальное давление воздуха в шинах должно быть 250... 320 кПа, кратковременное снижение давления в этих шинах можно до 50 кПа.

На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливаются шины размером 12.00-20. Здесь первая цифра обозначает ширину профиля, вторая - внутренний диаметр в дюймах (один дюйм равен 25,4 мм). Нормальное давление воздуха должно быть 300 кПа, допускается снижать его в зависимости от дорожных условий до 50 кПа. При движении по дорогам с твердым покрытием и при массе перевозимого груза до 5 т давление в шинах должно быть 420 кПа.

Каждая шина имеет свой номер, индекс завода-изготовителя и дату изготовления. Эти данные заносятся в технический паспорт автомобиля, там же указывается и дата установки шин на автомобиль.

Правила эксплуатации шин требуют, чтобы в шинах поддержи­валось нормальное давление. При недостаточном давлении быстро разрушается каркас шины, при избыточном давлении опорная поверхность протектора уменьшается, шина плохо поглощает толчки, снижается проходимость машины. Устанавливать давление в шинах следует в соответствие с дорожными условиями, а снижать до минимально допустимой величины можно только кратковременно с целью преодоления труднопроходимых участков пути.

Состояние шин влияет на безопасность движения. Излишнее давление воздуха в шинах увеличивает тормозной путь, может быть причиной боковой неустойчивости автомобиля. К таким же последствиям приводит эксплуатация автомобиля с изношенными шинами, особенно при движении по скользким дорогам.

Метки:

Купить электронную подпись для онлайн касс недорого

центр-эцп.москва > аккредитованный центр

выдачи электронной цифровой подписи



© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика