Для спуска на воду, подъёма на борт и хранения шлюпок на корабле (судне) применяются специальные шлюпочные устройства.
Корабельные шлюпки подразделяются: по роду движения — на гребные, гребно-парусные и гребно-парусно-моторные; по материалу корпуса — на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов); по кормовому образованию — на транцевые и вельботного типа; по роду движителя — на весельные, парусные и винтовые. В ВМФ используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок. Баркасы — самые большие шлюпки, имеющие от 14 до 22 вёсел. По сравнению с другими типами шлюпок они обладают наибольшей мореходностью. Из-за больших размеров баркасы на современных кораблях не применяются, а используются лишь в береговых частях флота для перевозки людей, грузов и для учебно-спортивных целей. Катера — шлюпки средней величины с числом вёсел от 10 до 18. Используются для перевозки грузов, людей, а также для учебно-спортивных целей. Вельботы — лёгкие гребные (с 4—6 вёслами) и парусные шлюпки с одинаково острыми обводами носа и кормы. Ялы — небольшого размера рабочие шлюпки. Бывают шестивесельные, обладают хорошей мореходностью и прочностью; четырёхвёсельные — лёгкие шлюпки, встречающиеся главным образом на небольших судах; двухвесельные, служат для перевозки людей на короткие расстояния. Тузики — самые маленькие, двухвесельные шлюпки, рассчитанные на одного гребца. Они имеются на малых кораблях и применяются на закрытых рейдах.

Спасательные шлюпки (обычно вельботы и катера), используются на пассажирских и транспортных судах, вспомогательных плавучих средствах флота, береговых спасательных станциях и постах. Обладают хорошей мореходностью и значит, запасом плавучести, что даёт им возможность держаться на поверхности даже залитыми водой. Это достигается при помощи специальных воздушных водонепроницаемых ящиков, установленных внутри шлюпок вдоль бортов, под носовой и кормовой банками, либо за счёт двойного дна или двойных бортов. Снаружи на корпусе этих шлюпок имеются киль-поручни, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Спасательные шлюпки бывают гребными, парусными, моторными или комбинированными. Шлюпки вместимостью до 60 человек обычно гребные, от 60 до 100 — моторные или оборудованные ручным механическим приводом гребного винта, свыше 100 человек — только моторные.

Литература: Шлюпка. Устройство и управление. Изд. 2-е. М., 1976.
К.В.Морозов