


В процессе орбитального полёта авиационно-космический аппарат может временно снижаться и входить в плотные слои атмосферы для выполнения аэродинамич. манёвра, необходимого, например, для изменения наклонения плоскости орбиты или долготы восходящего узла. В конце манёвра, самостоятельно разогнавшись до необходимой орбитальной скорости, авиационно-космический аппарат может вновь выйти на орбиту. При возвращении на Землю авиационно-космический аппарат способен за счёт аэродинамич. манёвра совершить посадку на аэродром, располож. на значит, удалении от плоскости первонач. орбиты. Посадочные характеристики авиационно-космического аппарата близки к характеристикам совр. сверхзвуковых самолётов. Сочетание в одном летательном аппарате свойств самолёта и космического аппарата расширяет возможности авиационно-космического аппарата и обеспечивает ему выход на орбиты, плоскости которых в момент запуска не проходят над точкой старта, более широкий манёвр на орбите, выбор места посадки на различных аэродромах, сокращение времени решения ряда задач, а также возможность манёвра стартом путём перебазирования. Многоразовое применение авиационно-космического аппарата в сочетании с указанными свойствами и способностью использовать аэродромы для взлёта (при горизонтальном старте) и посадки повышает эффективность, мобильность и экономичность авиационно-космического аппарата. Эти качества авиационно-космического аппарата позволяют решать широкий круг научных и нар.-хоз. задач, таких, как исследования в орбит, полёте с помощью целевого бортового оборудования (см. Бортовое оборудование космического аппарата), выполнение трансп. операций — транспортировка людей и грузов, снабжение и смена экипажей орбит, станций, спасение экипажей КА в аварийных ситуациях и т.п. Исследования и эксперимент, работы по созданию авиационно-космического аппарата и использованию их в военных целях начались в ряде стран в 50—60-х гг.; США, например, в 1972 приступили к созданию авиационно-космического аппарата вертикального старта — многоразового космического транспортного корабля (рис. 4).

Лит.: Пономарев А.Н. Годы космической эры. М., 1974; Пономарев А.Н. Авиация на пороге в космос. М., 1971; Нестеренко Г.Н. Космическая авиация. М., 1970; Шумейко И.И. Крылатые космические корабли. М., 1970; Авиастроение. Т. 1. Современные самолеты США и стран Западной Европы. Сб. статей. М., 1973; Шаталов В.А. На самолете — в космос.- «Наука и жизнь», 1974, № 11; Птушенко А.В. Космос и авиация.— «Наука и жизнь», 1970, № 8; Владимов А. Аэролайнер завтрашнего дня.— «Техника и наука», 1974, № 10.
А.В.Птушенко