Коробка передач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению и длительного отсоединения двигателя от трансмиссии.
Необходимость изменения крутящего момента возникает в связи с изменением условий движения. При трогании автомобиля с места или при движении на подъем к ведущим колесам должен быть подведен больший крутящий момент, чем при равномерном движении по горизонтальному участку дороги. Изменение крутящего момента достигается при помощи зацепления нескольких пар зубчатых колес с различным числом зубьев. Отношение числа зубьев ведомого зубчатого колеса к числу зубьев ведущей шестерни называется передаточным отношением. Если в передаче участвуют несколько пар зубчатых колес, то передаточное отношение такой передачи определяется как произведение передаточных отношений каждой пары зубчатых колес. Вводя в зацепление поочередно различные зубчатые колеса, можно получить в коробке передач несколько передаточных отношений, т.е. получить несколько передач. Передачи, у которых передаточное отношение больше единиц, называются понижающими (на них понижается частота вращения, но увеличивается крутящий момент). Передача, у которой передаточное отношение меньше единицы называется ускоряющей (в этом случае крутящий момент уменьшается, а частота вращения увеличивается).
При передаточном отношении, равном единице, крутящий момент и частота вращения не изменяются. Такая передача получается обычно не зацеплением зубчатых колес, а соединением валов коробки, расположенных на одной оси. Такая передача называется прямой.
Для получения заднего хода между парой зубчатых колес вводится промежуточная шестерня (или блок шестерен), которая и изменяет направление вращения.
Разъединение двух участвующих в передаче зубчатых колес или отсоединение зубчатого колеса от вала ведет к выключению передачи и, следовательно, отсоединению двигателя от трансмиссии.
Неисправности сцепления < Пред. | След. > Коробка передач автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 |
---|