Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияЭ


ЭПРОН

ЭПРОН

(Экспедиция подводных работ особого назначения), специальная организация, занимавшаяся судоподъёмными, аварийно-спасательными, водолазными и опытовыми подводными работами в СССР. Создана под руководством Ф.Э.Дзержинского в 1923 при Объединённом государственном политическом управлении (ОГПУ) для подъёма кораблей и судов, затопленных и затонувших на Чёрном море; с 1929 занималась также спасением судов, терпящих бедствие.
В 1925—31 в ЭПРОН были сосредоточены плавучие и технические средства Госсудоподъёма, в его состав переданы Центральная водолазная база НКПС с водолазной школой в Ленинграде, севастопольские ремонтно-производственные мастерские. В связи с увеличением объёма производимых работ были созданы: Управление ЭПРОН в Москве, новые базы, отделения и партии ЭПРОН на Чёрном, Балтийском и Каспийском морях, на Севере и Дальнем Востоке. В 1926 Совет Труда и Обороны утвердил Устав Экспедиции. В 1927 решением ЦИК и СНК СССР для судов Экспедиции был введён кормовой флаг и вымпел, кадровому составу Экспедиции дано право ношения формы и знаков различия ВМФ. С 1931 ЭПРОН стал всесоюзной организацией, осуществляющей судоподъёмные подводные работы, проводимые на всех морях и реках СССР. В 1931 ЭПРОН из состава ОГПУ был передан в ведение НКПС, в 1936 — во вновь созданный Наркомат водного транспорта. В 1939 ЭПРОН был передан в ведение Наркомата морского флота.
За время своей деятельности ЭПРОН успешно провёл большое количество судоподъёмных и аварийно-спасательных работ. К ним относятся: подъём кораблей (1925—40) эскадры Черноморского флота, затопленных в районе Новороссийска 18 июня 1918; подъём английской подводной лодки «L-55» (1928) в Финском заливе; спасение ледоколов «Малыгин» (1933) у Шпицбергена и «Сибиряков» (1937) у Новой Земли; снятие с мели крупного парохода «Постышев» на Дальнем Востоке; спасение на Балтийском, Северном, Чёрном морях и Тихом океане иностранных транспортных судов и другие. Многие поднятые ЭПРОН корабли и суда были восстановлены и находились в составе ВМФ и советского морского флота; например, из 110 кораблей и судов, поднятых в период 1923-33, было восстановлено 76. Большое оборонное значение имела работа ЭПРОН в 1933 по обеспечению проводки с Балтики на Север по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцев, сторожевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. Всего за период 1923-41 эпроновцы осуществили подъём около 450 кораблей и судов, спасли от гибели 188 терпящих бедствие судов.
За успешное выполнение судоподъёмных и аварийно-спасательных работ 14 августа 1929 ЭПРОН был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Руководили ЭПРОН: Л.Н.Захаров (1923-1930), Ф.С.Медведев (1931), Ф.И.Крылов (1932—41). В начале Великой Отечественной войны ЭПРОН передан в ВМФ и затем преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
Литература: Чикеp H.П. Служба особого назначения. М., 1975; Зорбиди В.Н. Аварийно-спасательные и судоподъемные операции. М., 1976.
Ю.Ф.Веселов

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика