(ист.), боевые
действия американской авиации с использованием для взлёта и посадки авиабаз (аэродромов) Советского Союза, Великобритании, Италии и
Северной Африки в ходе 2-й мировой войны. Название «Челночные» операции эти действия получили в связи
с тем, что самолёты взлетали с аэродромов на
территории Великобритании или Италии, наносили
удары по объектам противника на территории Германии,
Венгрии или Румынии, продолжали полёт
и садились на аэродромы Северной Африки или
Советского Союза. Здесь самолёты проходили техническое
обслуживание, заправлялись горючим, брали
боеприпасы, выполняли новую боевую задачу
на обратном пути и производили посадку на
авиабазы Великобритании или Италии. Начало «Челночных» операций было положено 17 августа 1943
массированным налётом на объекты немецкого города Регенсбург, осуществлённым 146 самолётами В-17
(8-й воздушной армии США) с аэродромов Великобритании с последующей посадкой в Северной
Африке. Летом 1944 в соответствии с договорённостью между правительствами СССР и
США для базирования американских самолётов был подготовлен полтавский аэродромный узел (аэродромы Полтава, Миргород, Пирятин), а для обслуживания сформирована 169-я авиационная база особого
назначения. Прикрывался аэродромный узел
с воздуха 310-й истребительной авиационной дивизией
ПВО и зенитной артиллерией 6-го корпуса ПВО.
Предусматривалось в течение каждого месяца осуществлять до 6 «Челночных» операций с участием до
360 бомбардировщиков В-17 («Летающая крепость») и В-24 («Либерейтор») и до 150—200
истребителей сопровождения Р-51. Согласовывались время, полосы и маршруты. Первая
«Челночная» операция с аэродромов Италии с посадкой на
территории СССР была проведена 2 июня и в обратном
направлении — 6 июня 1944. В последующем
подобные операции проводились неоднократно. Со 2 июня по 19 сентября 1944 на советских авиабазах было обслужено 1030 американских самолётов,
которые совершили 2207 боевых вылетов. На
13 крупных объектов противника было сброшено
около 2 тысяч тонн бомб. «Челночные» операции явились примером взаимодействия ВВС Советского Союза и
США. К концу сентября 1944, когда советские
войска значительно продвинулись на запад,
а союзные — на восток, надобность в «Челночных» операциях
отпала.
Литература: История второй мировой войны. 1939—1945. Т.8. М., 1977, с.443; Т.9. М., 1978, с.511—512; Кожевников M.H. Командование и штаб
ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1978; Никитин А. «Челночные» операции. — «Военно-исторический журнал», 1975, №11.
M.H.Кожевников