(фр. Henri Farman, англ. Henry Farman)
(26.5.1874, Париж — 18.7.1958, там же), французский лётчик и
авиаконструктор. В 1907 усовершенствовал
один из первых самолётов — биплан с толкающим винтом «Вуазен», на котором в 1907—08
установил ряд первых авиационных рекордов: дальности полёта по прямой (771 метров) и замкнутой
кривой (около 1 километра); совершил полёт с пассажиром; междугородный перелёт Буйи — Реймс
(27 километров за 17 минут). В 1909 организовал лётную
школу под Парижем, в которой проходили
подготовку лётчики разных стран, в том числе
и из России. В том же году начал строить
самолёты. Его самолёт F-4 (1909) применялся для обучения лётчиков в ряде стран. Для
первых самолётов Фармана были характерны бипланная конструкция и толкающий винт.
В 1912 совместно с братом основал авиационную
фирму «Фарман», предприятия которой находились
в Булони-на-Сене. Фирмой было выпущено
около 30 типов гражданских и военных самолётов. Во время 1-й мировой войны её самолёты F-20,
F-30, F-40 использовались странами Антанты
в качестве корректировщиков и разведчиков,
a F-50 как бомбардировщик. Пассажирский самолёт
фирмы «Фарман» «Голиаф» эксплуатировался на
первых авиалиниях Европы (с 1919). Фарман
также создал несколько авиационных двигателей.
Литература: Шаврин В.Б. История конструкций
самолетов в СССР до 1938 года. Изд. 2-е. М., 1978.