Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияУ


Управляемость летательного аппарата

Управляемость летательного аппарата

- способность летательного аппарата под действием сил и моментов, создаваемых органами управления, изменять режим полёта. Управление полётом летательного аппарата под воздействием внешних сил разделяют на управление движением центра масс (изменением величины и направления вектора скорости) и управление вращательным движением относительно центра масс. Способы создания управляющих сил и моментов необходимой величины и направления, а также взаимное расположение создающих их устройств (крыльев, стабилизаторов, рулей, двигателей и т.д.) определяются схемой летательного аппарата и выбираются при проектировании исходя из его конкретного назначения и принципа действия. Управляемость летательного аппарата разделяется на продольную, поперечную и путевую. У летательных аппаратов, предназначенных для полётов в плотных слоях атмосферы, для управления используются, как правило, аэродинамические силы, создаваемые с помощью рулей, элеронов или поворотных стабилизаторов. На высотах более 30 километров используется газодинамический принцип управления. В качестве управляющих элементов применяются поворотные сопла реактивных двигателей или несколько неподвижных сопел, порядок работы которых определяется системой управления. Газодинамическое управление применяется также у некоторых ракет на начальном участке траектории, когда скорость полёта невелика, а также у самолётов вертикального взлёта и посадки.
А.М.Олейников


© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика