Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияТ


Трансокеанские сообщения

Трансокеанские сообщения

- водные и воздушные коммуникации, проходящие через океаны и используемые для перевозки людей и грузов. Зависят от сложившихся экономических и политических связей между государствами. Важность их определяется всевозрастающей зависимостью мировой экономики от морских перевозок, объём которых за последние два десятилетия увеличился с 900 миллионов тонн до 4 000 миллионов тонн в год. В военное время объём перевозок ещё более увеличится.
Из экономических перевозок особое значение имеют перевозки нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, лесоматериалов и зерна. Основными импортёрами нефти являются США, страны Западной Европы и Япония. Доля жидкого топлива в морских грузопотоках — 58%; главные направления его перевозки: из портов Персидского залива — в порты Западной Европы, США и Японии; из районов Карибского моря — в США и Европу; из Северной Африки и районов Ближнего Востока — в Европу. Перевозки железной руды занимают 2-е место после нефти. Её импортируют США, Великобритания, ФРГ, Франция, Италия и Япония, где сконцентрировано производство 80—85% чугуна и стали капиталистического мира. Железная руда вывозится из Скандинавии, Африки и Латинской Америки в США и Западную Европу; из стран Юго-Восточной Азии, Австралии, Латинской Америки, Канады — в Японию. Каменный уголь ввозят страны Западной Европы и Япония; основные направления перевозок: из США — в Западную Европу; из США, Канады и Австралии — в порты Японии. Лес и зерно по масштабам морских перевозок занимают последующие места. Для развитых в промышленном отношении капиталистических стран характерна тенденция к концентрации грузопотоков в наиболее крупных портах. Например, в США около 21% внешнеторгового грузооборота идёт через порт Нью-Йорка.
По расчётам зарубежных экономистов главные направления морских перевозок экономических грузов в военное время сохранятся. Конкретные маршруты движения судов воюющих государств на этих направлениях будут определяться соображениями безопасности и возможностями защиты морских коммуникаций. Направления перевозок для непосредственного обеспечения военных действий будут зависеть от характера и масштабов вооруженной борьбы, а также географического положения воюющих государств относительно друг друга. Во время 2-й мировой войны только в Европу было перевезено 250 миллионов тонн различных грузов, из них около 90 миллионов тонн нефтепродуктов и 50 миллионов тонн продовольствия, а также 6—7 миллионов человек личного состава.
В современных условиях зависимость стран НАТО от трансокеанских сообщений ставится в ряд важнейших факторов, которые могут определить ход войны на континентальных ТВД. По мнению специалистов НАТО, минимальные потребности вооруженных сил на Европейском театре войны и европейской экономики составят около 200 миллионов тонн грузов в год. Для доставки такого количества грузов в порты Западной Европы должны ежесуточно прибывать около 100 судов. При этом одновременно в море будет находиться 1800—2400 судов различного назначения. В связи с развитием авиации серьёзную роль для воинских перевозок начинают играть воздушные трансокеанские сообщения. Однако авиация в силу малой грузоподъёмности самолётов и зависимости от метеоусловий не может взять на себя основную долю перевозок. Поэтому в современных условиях воинские перевозки предусматривается осуществлять комбинированным способом: основную часть личного состава — по воздуху, а тяжелое вооружение и большинство воинских грузов — морем. Опыт учений НАТО («Рефорджер» и др.) показывает, что для переброски дивизии с вооружением из Северной Америки в Европу комбинированным способом требуется 10—12 суток. Важнейшими направлениями морских воинских перевозок через Атлантику могут быть: Северная Америка — страны Западной Европы, Северная Америка — Гибралтар, Центральная и Южная Америка — страны Западной Европы. Основные направления воинских воздушных перевозок: Северная Америка — Гренландия — Западная Европа, Северная Америка — Великобритания — Западная Европа, Северная Америка — Азорские острова — Западная Европа. В зоне Тихого океана воинские перевозки могут осуществляться на направлениях Северная Америка — Япония, Северная Америка — страны Юго-Восточной Азии.
Основными силами в борьбе на трансокеанских сообщениях в современных условиях являются атомные подводные лодки, авиация, ракетные соединения и части. От хода борьбы на трансокеанских сообщениях и их устойчивости во время войны будет зависеть способность отдельных государств к продолжению военных действий.
Литература: Горшков С.Г. Морская мощь государства. М., 1976; Современное международное морское право. Режим вод и дна Мирового океана. М., 1974; Надточии Г.Л. География морских путей. М., 1972; Военно-морской международно-правовой справочник. М., 1966; Морская мощь сегодня. Пер. с нем. М., 1960.
В.Н.Макеев


© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика