Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияЖ


Железнодорожные войска

Железнодорожные войска

- специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых в целях обеспечения воинских перевозок. Организационно состоят из соединений и различных специализированных частей. В России железнодорожные войска зародились во 2-й половине 19 в. Для эксплуатации и охраны Петербургско-Московской железной дороги в 1851 начали формироваться 14 отд. военно-рабочих, 2 кондукторские и 1 телеграфная роты, входившие в состав инженерных войск. Для строительства железных дорог в мирное время в 1858—63 были созданы временные, а с 1864 постоянные военно-рабочие бригады. Личный состав этих бригад но готовился для восстановления железных дорог и не имел специальных знаний и навыков для обеспечения действ, армии на театрах воен. действий. Ввиду этого с 1870 стали формироваться военно-железнодорожные команды для подготовки в мирное время специалистов-железнодорожников. Вскоре было признано целесообразным перейти к формированию постоянных железнодорожных частей. Первый железнодорожный батальон в русской армии был сформирован в 1876, ещё 2 батальона — в 1877. В русско-турецкой войне 1877—1878 железнодорожные войска получили первый значительный опыт в восстановлении, эксплуатации и строительстве железных дорог во фронтовых условиях. В ходе войны частями железнодорожных войск за 100 дней была построена 300-км железнодорожная линия Бендеры — Галац, которая значительно сократила пути подвоза боеприпасов, подкреплений и т.п. для русской армии. В 1880—88 железнодорожными войсками в трудных условиях была преложена железная дорога протяжённостью ок. 1500 км по пустынным районам от восточного побережья Каспийского моря до Самарканда, что облегчило решение задач, связанных с обороной Средней Азии.
Ввиду возросшего значения железнодорожных войск перед русско-японской войной 1904—05 они были переданы из Главного инженерного управления в ведение Управления военных сообщений Главного штаба. Железнодорожные батальоны переведены на новые штаты, и из них сформированы железнодорожные бригады, а для подготовки кадров созданы специальные учебные заведения. Накануне русско-японской войны железнодорожные войска построили железнодорожную линию Владивосток — Хабаровск и заканчивали строительство Китайско-Восточной железной дороги. В сложных условиях войны они эксплуатировали, осуществляли заграждение оставляемых участков железных дорог, эвакуировали раненых, больных и имущество, строили узкоколейные линии с конной тягой и грунтовые дороги.
В ходе 1-й мировой войны 1914—18 роль и численность железнодорожных войск значительно возросли. В тыловой полосе каждого фронта действовало по 2—3 железнодорожные бригады, которые выполняли работы по восстановлению, реконструкции и заграждению существующих и строительству новых железных дорог. В восстановительных работах впервые принимали участие сформированные министерством путей сообщения военизированные организации — головные ремонтные поезда. Железнодорожные войска своими силами переоборудовали паровозы и вагоны в бронепоезда. К концу войны железнодорожные войска русской армии насчитывали 130 тыс. человек.
В Советских Вооруженных Силах железнодорожные войска были созданы во время Гражданской войны. Официально об этом было объявлено в приказе Главнокомандующего Вооруженными Силами Республики 5 окт. 1918. Для руководства железнодорожными войсками было создано специальное управление. Вначале формировались отдельные железнодорожные роты, которые в 1919 были реорганизованы в железнодорожные дивизионы и сведены в бригады. Железнодорожные войска имелись во всех фронтах. За период 1918—20 они восстановили 22 тыс. км железных дорог и более 3 тыс. мостов общей протяжённостью 74 км, отремонтировали 16,5 тысяч вагонов и выполнили большой объём работ по эксплуатации железных дорог при обеспечении воинских перевозок. За успешное выполнение задач 5 железнодорожных частей были награждены Почётными революционными Красными знамёнами ВЦИК. В 1921 в результате реорганизации в железнодорожных войск были созданы полки, которые привлекались к восстановлению железнодорожного транспорта (до 1926) и строительству железных дорог в мирное время. В связи с широким размахом железнодорожного строительства в стране в 1932 был сформирован Особый корпус железнодорожных войск РККА, который до 1941 по заданиям Наркомата путей сообщения (НКПС) выполнял работы по реконструкции существующих и сооружению новых железнодорожных линий. С мая 1920 до января 1942 штаб (управление) железнодорожных войск на правах отдела входил в Центральное управление военных сообщений.
В 1941 была начата реорганизация железнодорожных войск НКО. Стали создаваться специализированные по видам работ части (путевые, мостовые, механизации, эксплуатационные и др.), которые сводились в отдельные железнодорожные бригады. Улучшалось техническое оснащение железнодорожных войск. Однако эта работа была прервана вероломным нападением фашистской Германии на СССР. В начале Великой Отечественной войны железнодорожные войска эвакуировали подвижной состав и ценное имущество, заграждали железные дороги на оставляемой территории и осуществляли их техническое прикрытие в прифронтовой полосе. В ходе контрнаступления советских войск под Москвой железнодорожные войска развернули работы по восстановлению железных дорог на освобождаемой территории. В этот период с учётом полученного опыта возникла необходимость сосредоточить руководство восстановлением и строительством железных дорог, а также привлекаемыми для этого силами и средствами в одном органе управления. 3 января 1942 Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление, согласно которому выполнение всех этих работ возлагалось на Наркомат путей сообщения с передачей в его подчинение железнодорожных войск. Это позволило непрерывно наращивать темпы восстановления железных дорог и к концу войны увеличить их в 3—4 раза по сравнению с темпами в начале войны. Во много раз увеличились и темпы строительства различных железнодорожных сооружений, особенно мостов. Так, мост через реку Днепр у Киева длиной более километра был построен железнодорожными частями с темпом 81,5 м в сутки, а эстакада через Неву у Шлиссельбурга — 118 м в сутки. Эти показатели являлись самыми высокими во время 2-й мировой войны. Всего в годы Великой Отечественной войны железнодорожные войска и специальные формирования НКПС на территории СССР и ряда государств Европы и Азии восстановили свыше 117 тысяч км железных дорог, по которым было доставлено на фронты 443 тыс. оперативных и снабженческих поездов (ок. 20 млн. вагонов). Железнодорожные войска внесли достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией и империалистической Японией. За заслуги перед Родиной 18 соединений и частей железнодорожных войск были награждены орденами, несколько частей и одна железнодорожная бригада удостоены звания гвардейских, ряд соединений и частей — почётных наименований. Около 40 тыс. военных железнодорожников были награждены орденами и медалями, а 28 из них присвоено звание Героя Социалистич. Труда и одному звание Героя Советского Союза.
В послевоенный период железнодорожные войска участвовали в восстановлении железных дорог, разрушенных в годы войны, строили мосты, вторые пути, новые линии, вокзалы, депо и другие сооружения на основных грузонапряжённых железнодорожных направлениях. Всего в послевоенные годы (1946—75) железнолдорожными войсками было сооружено около 27 тыс. км железнодорожных путей различного назначения и более 13 тыс. искусственных сооружений. В 9-й пятилетке железнодорожные войска активно включились в строительство Байкало-Амурской магистрали. К середине 70-х годов советские железнодорожные войска оснащены высокопроизводительными комплексами машин и механизмов для восстановления и строительства железных дорог. Организационно-штатная структура их соединений и частей совершенствуется с учётом возможных объёмов работ и условий их выполнения на театрах военных действий и в глубине страны. Организация и технология восстановления и технического прикрытия железных дорог осуществляются на основе новых высокопроизводительных принципов работ.
Начальники железнодорожных войск в Вооруженных Силах СССР: И.И.Фёдоров (1918—19); Е.Ф.Домнин (1919—1920); генерал-майор технических войск, с февраля 1944 генерал-лейтенант технических войск Н.А.Просвиров (1942—45); генерал-лейтенант технических войск, с мая 1960 генерал-полковник технических войск П.А.Кабанов (1945—68); генерал-лейтенант технических войск, с февраля 1971 генерал-полковник технических войск А.М.Крюков (с дек. 1968). С мая 1920 по январь 1942 должности начальника железнодорожных войск в Вооруженных Силах СССР не было. В вооруженных силах других государств также имеются железнодорожные войска, которые именуются по-разному и имеют различное подчинение. В некоторых капиталистических странах (например, США, ФРГ) задачи по восстановлению и техническому прикрытию железных дорог на театрах военных действий возлагаются на инженерные войска специального назначения.
Лит.: Караев Г.Н. Возникновение железнодорожных войск в России (1851—1878). М., 1952; Терехин К.П., Таралов А.С., Томaшeвский А.А. Воины стальных магистралей. Краткий военно-исторический очерк о железнодорожных войсках Советской Армии за 50 лет. Альбом-выставка. М., 1969; Куманев Г.А. На службе фронта и тыла. Железнодорожный транспорт СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1938—1945. М., 1976; Кабанов П.А. Стальные перегоны. М., 1973; Магистрали бесстрашных. Л., 1971; Терехин К.П., Таралов А.С. Гвардейцы-железнодорожники. М., 1966; Тебе, Родина, наш труд (Сборник очерков о воинах-железнодорожниках). М., 1975.
А. М. Крюков

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика