Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияБ


Балтийская проливная зона

Балтийская проливная зона

- Датские проливы, система естественных водных путей, соединяющих Балтийское и Северное моря. Является основным морским путём, связывающим порты Балтийского м. (СССР, ПНР, ГДР, Финляндии, Швеции и ФРГ) с портами Мирового океана. Ежегодно через балтийскую проливную зону. проходит более 100 тыс. морских судов. Балтийская проливная зона состоит из проливов М.Бельт, Б.Бельт, Эресунн (Зунд), Каттегат и Скагеррак. М.Бельт — самый зап. из проливов, малоудобен для прохода больших судов (дл. 130 км, миним. шир. 0,5 км, глуб. 10—35 м). Через пролив построены ж.-д. и автомобильные мосты. Б.Бельт — центральный из проливов (дл. ок. 120 км, шир. 11 — 25 км, глуб. 25—60 м), имеет несколько фарватеров, пригодных для прохода крупнотоннажных судов. Через Б.Бельт сооружается мост протяжённостью 18 км. Эресунн мелководен (дл. 110 км, шир. от 3,4 до 24 км, глуб. 8—38 м), для судоходства используется в осн. зап. углублённый фарватер (проход Дрогден). Через Эресунн планируется стр-во моста. Удобны для судоходства проливы Каттегат (дл. ок. 200 км, шир. 60—122 км, преобладающие глуб. 30—40 м, в сев. части пролива до 50 м) и Скагеррак (дл. 300 км, шир.110—130 км, глуб. 100—809 м). В суровые зимы прол. Каттегат замерзает у берегов, а Эресунн, Б. и М. Бельты — полностью, судоходство по ним осуществляется с помощью ледоколов.
Длительное время берегами проливов владела Дания. В 17 в. Швеция отвоевала у Дании вост. берег прол. Эресунн. После Северной войны 1700—21 Россия, получив выход в Балтийское море, стала принимать участие в определении правового режима проливов. Хотя некоторые из входящих в балтийская проливную зона проливов перекрываются тер. водами Дании и Швеции, их правовой режим должен определяться в соответствии с действующими нормами междунар. права как междунар. проливов, широко используемых для судоходства всех стран. Режим проливов Эресунн и Бельтов определяется Копенгагенским трактатом (1857), согласно которому отменены т.н. «зундские пошлины» и торговые суда могут проходить проливы без каких-либо ограничений, днём и ночью. Режим проливов Каттегат и Скагеррак трактатом вообще не регламентируется. Порядок прохода кораблей определён указом короля Дании от 15 июля 1951 «О допуске иностранных кораблей и военных самолётов». В соответствии с указом проход воен. кораблей через Эресунн, Б.Бельт, Каттегат и Скагеррак свободен, а для прохода через М.Бельт необходимо предварительное уведомление датских властей. Такое же уведомление необходимо в случае прохода через проливы Б.Бельт и Эресунн отряда военных кораблей (более 3) или пребывания в них отд. кораблей более 2 суток. Подводные лодки могут проходить через проливы только в надводном положении. Будучи участницей НАТО, Дания не распространяет эти ограничения на корабли этого военного блока.
Балтийская проливная зона имеет важное военное значение. Через проливы флоты держав Антанты пытались совершать нападения на молодое Советское государство. Во время 2-й мировой войны фашистская Германия с сент. 1939 минировала проливы, а с апр. 1940 и до кон. 2-й мировой войны в Европе контролировала их. Большое внимание уделяет Балтийской проливной зоне командование НАТО. В 1961 в зоне проливов создано объединное командование НАТО, которому подчинены части и подразделения сухопутных войск, ВВС и ВМС Дании, ФРГ и Норвегии. Штаб команд, расположен в Карупе (Дания). Военно-морские базы: Копенгаген, Корсер, Фредериксхавн (Дания), Фленсбург (ФРГ), Хортен (Норвегия).

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика