Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Устройство аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея служит для питания электрическим током стартера при пуске двигателя и всех потребителей при неработающем двигателе, а также для питания потребителей совместно с генератором при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. На автомобилях КамАЗ-4310 и УРАЛ-4320 устанавливаются по две стартерные кислотные аккумуляторные батареи марки 6СТ-190ТР, соединенные между собой последовательно, на автомобиле ЗИЛ-131 - одна батарея марки 6СТ-90МС.

Аккумуляторная батарея (рис.66) состоит из шести аккумуляторов, установленных в общем сосуде (банке) и закрытых крышками" Последовательное соединение шести аккумуляторов напряжением 2В каждый позволяет иметь общее напряжение на штырях батареи 12В.

схема устройства аккумуляторной батареи

Рис. 66. Аккумуляторная батарея: 1 - крышка; 2 -отражатель; 3 -пробка; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - перемычка; 6 - втулка; 7 - щиток; 8 - боретка; 9 - отрицательные пластины; 12 - банка; 13 - кислотоупорная вставка; 14 - ребро; 15 - шлаковая камера; 16 - битумная мастика; 17 - положительный полюс; 18 -активная масса; 19 - наливное отверстие; 20 - вентиляционное отверстие.

Каждый аккумулятор состоит из положительных 11 и отрицательных 9 пластин, сепаратора 10, крышки 1, пробки 3. Пластины отливают из свинца в виде решетки, заполненной активной массой. При зарядке постоянным током активная масса становится пористой, что увеличивает площадь пластин, и превращается на положительных пластинах в перекись свинца темно-коричневого цвета, а на отрицательных пластинах в губчатый свинец серого цвета. Все положительные пластины соединяются между собой в блоки перемычками (баретками) 8, аналогично соединены между собой и отрицательные пластины. В аккумуляторе блоки пластин размещены так, что каждая положительная пластина находится между двумя отрицательными Чтобы не было замыкания разноименных пластин их разъединяют сепаторами 10. Материалом для сепараторов служит мипор, мипласт или комбинированный материал. Стороны сепараторов, обращенные к положительным пластинам, делаются ребристыми. Банки аккумуляторных батарей изготовляют из термопласта, эбонита или других пластмасс. Внутри банки имеются перегородки, а на дне выполнены ребра 14, на которые опираются блоки пластин" В пространстве между блоками скапливается со временем осыпающаяся с пластин активная масса, что пре­дупреждает замыкание разноименных пластин. В стенки банки вставлены хлорвиниловые вставки 13, предохраняющие короткие замыкания пластин соседних аккумуляторов при образовании трещин в перегородках банки. Место соединения крышек банки уплотняется асбестом и заливается мастикой.

Баретки имеют штыри, которые проходят через свинцовые втулки 6, вставленные в крышки. Штыри привариваются к втулкам 6. Между собой аккумуляторы соединяются свинцовыми перемычками 5. Полюсные штыри имеют метки «+» и «-».

Диаметр положительного штыря несколько больше диаметра отрицательного , что исключает неправильное включение батареи в сеть.

Сливные отверстия в крышках закрываются пробками, имеющими вентиляционные отверстия 20 для выхода газов. Отражатель 2 и уп­лотняющие резиновые кольца препятствуют расплескиванию и утечке электролита. Предохранительный щиток 7 защищает кромки сепараторов от повреждений при замере уровня и плотности электролита.

В аккумуляторную батарею заливается электролит, представляющий собой раствор серной кислоты в дистилированной воде, плотность электролита в центральных районах летом и зимой должна быть 1,27г/см3.

Действие аккумуляторной батареи основано на превращении электрической энергии в химическую при зарядке, и наоборот, химической энергии в электрическую - при разрядке. При зарядке аккумуляторной батарей в ней протекают химические реакции, при которых на положительных пластинах образуется двуокись свинца, а на отрицательных - губчатый свинец, при этом повышается напряжение батареи и плотность электролита. При разрядке на пластинах образуется сернокислый свинец, плотность электролита и напряжение батареи уменьшается.

Основными параметрами, характеризующими аккумуляторную батарею, являются напряжение и емкость, напряжение на выводах полно­стью заряженного аккумулятора должно быть 2В. допускается разряжение аккумулятора до 1,7В. Количество электричества, которое можно получить от аккумуляторной батареи при разряде ее до допустимого напряжения, называется "емкостью" ёмкость батареи, полученная при строго определенных условиях, оговоренных стандартами, называется номинальной. Каждая аккумуляторная батарея имеет условные обозначения, указывающие на ее тип, материал банки и сепаратора. Буквы Э и Т обо­значают, что банка изготовлена из эбонита или термопласта, буквами М,Р,С обозначают материал сепараторов, соответственно мипласт, мипор, стекловолокно, Например, условные обозначения батареи.

6СТ-90.ЭМС означает, что батарея состоит из шести аккумуляторов, стартерная, номинальная емкость 90 А.ч. банка изготовлена из эбонита, сепараторы из мипласта со стекловолокном.

Аккумуляторные батареи выпускаются с заводов сухозаряженными (без электролита).. Гарантийный срок хранения батареи в сухом виде не более 5 лет). Минимальный амортизационный срок службы автомобильных  аккумуляторных батареи 4 года, а для батарей интенсивно используемых -75 тыс. км. пробега автомобиля. Амортизационный срок службы батареи исчисляется с момента приведения их в рабочее состояние.

Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика