Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Приборы системы освещения

Система освещения предназначена для освещения пути следования в темное время суток, а также для освещения рабочего места водителя. В эту систему входят приборы наружного и внутреннего освещения.

К приборам наружного освещения относятся фары головного света, противотуманные фары, фара-прожектор; передние фонари, задние фонари, фонарь заднего хода, фонарь освещения номерного знака, боковые повто­рители указателей поворота, опознавательные фонари автопоезда, фонарь подкузовной подсветки, световозвращатели.

К приборам внутреннего освещения относятся потолочные плафоны (плафон), подкапотная лампа, блоки контрольных ламп со светофильтрами и символическими изображениями, патроны и лампы освещения приборов, плафон вещевого ящика.

Фары головного света освещают пространство впереди движущегося автомобиля. На рассматриваемых автомобилях применяется двухфарная система освещения, при которой каждая фара имеет ближний и дальний свет.

схема хода лучей от отражателя фары

Рис. 84 Ход  лучей ближнего света от отражателя: а - в фарах европейского типа; б - в фарах американского типа; 1 -отражатель; 2 - нить накала; 3 - экран.

По способу создания светового пучка при ближнем свете различают фары европейского и американского типов. В фарах европейского типа (ав­томобиль КамАЗ-43105) нить накала ближнего света помещена впереди фокуса отражателя (рис.84а) на оптической оси. Все лучи, отраженные от верхней половины отражателя, выходят под некоторым углом вниз и падают на дорогу. Чтобы лучи, отраженные от нижней половины отражателя, не слепили водителей встречных автомобилей, под нитью накала размещается металлический экран 3 специальной формы, увеличивающий силу света в направлении правой стороны дороги и правой обочины (европейский асимметричный свет).

В фарах американского типа (КамАЗ-4310, Урал-4320, Зил-131) нить ближнего света смещена вверх и влево относительно фокуса отражателя (рис.846). Все лучи от нити накала, падающие на отражатель до плоскости Х-Х, отражаются под некоторым углом и падают вниз на дорогу, все остальные лучи идут под некоторым углом вверх. Перераспределение этого слепящего потока осуществляется за счет рассеивателя. Фары американской системы имеют преимущество при движении по проселочным дорогам.

Дальний свет фар европейского и американского типов практически одинаковы. Нить дальнего света размещается в фокусе отражателя, и все лучи отражаются в виде параллельного пучка. Пройдя через рассеиватель, лучи, создают нужную видимость на расстоянии более 400 м.

Источником света в фарах и других приборах освещения являются лампы накаливания. Основными частями лампы являются цоколь, стеклян­ная колба и нить (или две нити). Один конец нити припаян к цоколю, т.е. к «массе», второй выведен к изолированному контакту на цоколе. Дампы изготовляются газонаполненными (3 Вт и более) и пустотными" Применяются также лампы, заполненные парами галогена. Эти лампы отличаются меньшими размерами колбы и повышенной сотовой отдачей (видимость при дальнем свете составляет около 400 м).

В обозначении лампы входит буква А, показывающая, что лампа автомобильная; рядом с буквой А стоит число, обозначающее номинальное напряжение, затем идут числа, указывающие мощность нити лампы. Например, А24-60+40 - автомобильная двухнитевая лампа на напряжение 24 В. Нить дальнего света мощностью 60 Вт, ближнего света - 40 Вт

Цоколи ламп обозначаются: 1Ш-9, 1Ш-15, 2Ш-15А, 2Ф-ДЗО, 2Ф-Д42. Первая цифра указывает количество контактов на торце цоколя, Ш - штифте вый цоколь, Ф - фланцевый цоколь, А - цоколь со смещенными штифтами. 9 и 15- диаметр цоколя в мм, ДЗО и Д42 - диаметр фланца 30 или 42 мм.

Автомобильная фара (рис.85) состоит, из корпуса и оптического элемента. Корпус штампуется из листовой стали, его форма определяется местом установки фары на автомобиле в передней облицовке или крыльях.

схема устройства автомобильной фары

Рис. 85 Автомобильная фара: 1 - оптический элемент; 2 - внутренний ободок; 3 - декоративный ободок: 4 -регулировочные винты; 5 - держатель; 6 - пружина; 7 - лампа; 8 - контактное устройство; 9-винт крепления декоративного ободка.

Оптический элемент состоит из отражателя, рассеивателя, лампы, патрона соединительной колодки. Отражатель покрыт тонким слоем алюминия и отполирован до блеска. Стеклянный рассеиватель преломляет и рассеивает световой поток, падающий на него от отражателя.

Оптический элемент крепится к корпусу через держателя 5. Положе­ние держателя фиксируется винтами 4, с помощью которых можно переме­щать луч света в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Пружины 6 обеспечивают возможность перемещения оптического элемента относительно корпуса.

Противотуманные фары отличаются от фар головного света широким (до 90°) рассеиванием светового пучка в горизонтальной плоскости и низким расположением. Широкое рассеивание облегчает ориентирование по обочинам и на дорогах с малым радиусом закругления и обеспечивает удовлетворительную видимость на расстоянии 15...25 м. Противотуманные фары позволяют двигаться в условиях тумана, ливня, снегопада со скоростью не менее 20...30 км/ч.

Для получения желтого света в противотуманных дорогах применяют рассеиватель или лампу с баллоном из кадмиевого стекла. Желтый свет более эффективен в легких влажных или пылевидных туманах; в местностях, где преобладают средние и густые туманы применяют белый свет противотуманных фар.

Фара-прожектор предназначена для осмотра местности вне зоны ос­вещения фарам и головного света. Пользоваться фарой-прожектором при движении автомобиля не допускается.

устройство переднего и заднего фонарей

Рис. 86. Передний и задний фонари: а - передний фонарь; б - задний фонарь; 1-рассеиватель; 2 -прокладка; 3 - корпус; 4 - контактная колодка; 5 - патрона держатель: 6 резиновый амортизатор; 7 - ламподержатсль; 8 - винт; 9 - световозвращатель.

Передний фонарь выполняет функции указателя поворота, габаритного и стояночного огней, и настоящее время на автомобилях устанавливаются унифицированные передние фонари (типа ПФ-130 - негерметизированные или 11Ф-133 - герметизированные). Фонарь (рис.86а) состоит из корпуса 3, рассеивателя 1, контактной - колодки 4, патронодержателя 5. Контактная колодка имеет два пружинящих контакта и штекерные вывода. Верхняя секция фонаря имеет рассеиватель оранжевого цвета, параболический отражатель и лампу мощностью 21 Вт. Эта секция выполняет функцию указателя поворота. Нижняя секция имеет бесцветный рассеиватель, лампу мощностью 5 Вт и служит для обозначения габаритов и стояночного света.

Задние фонари типа (ФП 130 - негерметизированные и Ф11-133 - герметизированные) также унифицированы. Этот фонарь (рис 866) имеет три секции: I - сигнал торможения, II - указатель повороту III - габаритный свет. Фонарь состоит из пластмассового корпуса 3, рассеивателя 1, ламподержателя 7 с четырьмя однонитевыми лампами (две А24-21 и две А24-5). Рассеиватель выполнен из пластмассы двух цветов: оранжевого - для указателя поворотов и красного - для сигнала поворота и габаритного света.

Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика