Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Коробка передач автомобиля ЗиЛ-131

На автомобиле ЗиЛ-131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй - третьей, четвертой - пятой передачах.

коробка передач зил-131

Рис. 108. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131: 1 - ведущий вал; 2 - шестерня ведущего вала; 3,7,8- штоки; 4 - крышка картера; 5 -рычаг; 6 - фиксатор; 9, 32 - синхронизаторы; 10, 18 - шестерни второй передачи; 11 - вилка; 12 - шестерня первой передачи и передачи заднего хода; 13 - вентиляционная трубка; 14 - ведомый вал; 15 - маслоотражатель; 16 - шестерня первой передачи; 17 - сливная пробка; 19 - шестерня отбора мощности; 20, 30 - шестерни третьей передачи; 21,31 - шестерни четвертой передачи; 22 - промежуточный вал; 23 - шестерня привода промежуточного вала; 24 - картер; 25 - ось; 26 - блок шестерен заднего хода; 27 -пробка контрольно-заливного отверстия; 28 - предохранитель от случайного включения заднего хода; 29 - промежуточный рычаг; 33 - шарик замкового устройства.

Картер коробки имеет пробку 27 (рис. 108) контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой 17 с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку 13, выведенную на заднюю стенку кабины.

Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние под­шипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшип­ников ведущего и ведомого валов расположены сальники. Ведомый вал дополнительно уплотняется маслоотражателем 15.

Шестерня 16 первой передачи промежуточного вала изготовлена заодно с валом, остальные шестерни этого вала установлены па шпонах. Шестерня 12 ведомого вала установлена на шлицах, шестерня 10 второй передачи и шестерня 30 третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня 31 четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на валу. При вращении шестерен 10,30 и 31 относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала работают с трением - сталь по стали. Поэтому шейки вала и наружная поверхность втулки под шестерню 31 имеют специальную поверхность в виде чередующихся выступов и впадин для лучшего удержания смазки. Шестерни 10, 30 и 31 имеют конусы и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.

Синхронизаторы коробки инерционные, с блокировочными пальцами. Синхронизатор 9 включает вторую и третья передачи, синхро­низатор 32 г четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.

синхронизатор коробки передач схема устройства

Рис. 109. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-131: 1 - коренные кольца; 2 - блокировочный палец; 3 - пружина фиксатора; 4 -полуцилиндры фиксатор; 5 - зубчатый венец коротки; 6 -каретка.

Синхронизатор (рис. 109) состоит из каретки 6, двух: конусных бронзовых колец 1, трех блокирующих пальцев 2, трех фиксаторов. Каретка, имеет два зубчатых венца, в ее фланце выполнены отверстия со скосами (фасками) под блокирующие пальцы. Бронзовые кольца соединяются между собой блокировочными пальцами, в средней части каждого пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров 4 и двух пружин 3.

При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону включаемой шестерни. Это движение через фиксаторы передается конусным кольцам. При соприкосновении конических, поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни из-за разности их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает бронзовое кольцо и вместе с ним блокировочные пальцы до упора их в края отверстий во фланце каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещения каретки. После выравнивания угловых: скоростей силы трения исчезают, каретка, перемешается дальше, ее зубчатый венец и венец включаемой шестерни соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемешает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.

Блок шестерни заднего хода установлен на оси 25 (см. рис. 108) на двух роликовых подшипниках. От перечней шестерни блока производится отбор мощности при установке коробки отбора мощности.

Замковое устройство состоит из четырех шариков 33 и штифта 34. При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага 5 соединяется с промежуточным рычагом 29, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя 28, что не допускает случайного включения этих передач.

На первой передаче соединяются между собой шестерни 12 и 16, на второй - синхронизатор 9 соединяет шестерню 10 с вторичным валом, на третьей - этот же синхронизатор соединяет шестерню 30 с валом, на четвертой - синхронизатор 32 соединяет с валом шестерню 31.

На всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни 2 и 23 на промежуточный вал и далее через шестерни включенной передачи на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный вал. На передаче заднего хода шестерня 12 соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерни 26 заднего хода; крутящий момент от шестерни 16 передается на передний зубчатый венец блока и далее на вторичный вал 14.

Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием. В кар­тер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла марки ТАп-15В.

Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика