Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Кабина и ее оборудование

Кабина автомобиля КамАЗ-4310 трехместная, цельнометаллическая, откидываемая вперед, с термогидроизоляцией и мягкой обивкой. Передняя облицовочная панель кабины подъемная, что обеспечивает свободный доступ к отопителю устройству для обмыва ветровых стекол, к приборам электрооборудования, к проводам и трубопроводам электрических и пневматических систем. В поднятом положении панель фиксируется двумя телескопическими упорами, в опущенном - запирается двумя замками, для открывания и закрывания, которых нужно соответственно потянуть на себя облицовочную панель или нажать на нее.

Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины

Рис.174. Переднее крепление и механизм уравновешивания кабины автомобиля КамАЗ-4310: 1- нижний кронштейн; 2 - болт; 3 -палец; 4 - верхний кронштейн; 5 - передняя балка пола; 6 - рычаг тормоза.; 7 - опора рычагаторсионов ; 8 - ось; 9 - задняя балка пола; 10 – первая поперечина рамы; 11 - торсион.

Крепление кабины к раме осуществляется с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних опор, обеспечивающих мягкую подвеску кабины. Передняя опора (рис. 174) состоит из нижнего кронштейна 1, верхнего кронштейна 4 и пальца 3. Нижние кронштейны закреплены бол­тами к первой поперечине 10 рамы, а верхние - к передней балке 5 пола кабины Пальцы 3 закреплены в нижних кронштейнах. В отверстия верхних кронштейнов вставлены резиновые уплотнительные кольца для предотвращения грязи и влаги к трущимся поверхностям шарниров, кото­рые в процессе эксплуатации не смазываются. В корпуса верхних кронш­тейнов вставлены резиновые подушки, смягчающие колебания, передавае­мые от рамы к кабине через передние опоры.

задняя опора кабины камаз-4310

Рис. 175. Задняя опора кабины автомобиля КамАЗ-4310: 1 - рессора; 2 - накладка; 3 - стремянка; 4 - верхний кронштейн; 5 - резиновая подушка;   6 - запорная скоба; 7 - обойма; 8 - резиновый буфер; 9 - амортизатор; 10 - нижний кронштейн; II - кронштейн.

Задние опоры кабины представляют собой две листовые рессоры 1 (рис.175), работающие совместно с гидравлическими телескопическими амортизаторами 9.

Передняя часть рессоры болтом и стремянкой 3 прикреплена к крон­штейну 12  закрепленному на раме.

Амортизатор 9 нижней проушиной крепится к кронштейну 12, а верх­ней - вместе с концом рессоры к обойме 7. Перемещение рессоры огра­ничивается резиновым буфером 8, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму.

Напорное устройство, фиксирующее кабину на задних опорах, состоит из двух механических запоров, правый запор имеет предохранительный крюк. Запор состоит из корпуса 12, прикрепленного болтами к продольной балке кабины крюка 17, рукоятки и предохранительного крюка 14 с пружиной 13. Скоба 6 запора приварена к кронштейну 4, закрепленному в обойме 7 задней опоры кабины. На кронштейне 4 закреплена резиновая подушка 5, на которую опирается корпус запора.

При фиксации кабины скоба б входит в паз корпуса 12, а его крюк 17 зацепляется со скобой. Паз крюка, выполненный по окружности, обеспечивает при запирании кабины подтягивание корпуса запора к рези­новой подушке 5. Для этого рукоятка 16 поднимается в крайнее верхнее положение. Предохранительный крюк 14 при запирании кабины защелкивается автоматически. Для опрокидывания кабины необходимо повернуть рукоятки обоих запоров в крайнее нижнее положение, а затем вывести предохранительный крюк из зацепления со скобой.

Механизм уравновешивания кабины облегчает ее откидывание вперед при обслуживании двигателя. Механизм обеспечивает уравновешивание веса кабины в любом ее положении. Угол наклона кабины, допускаемый ограничителем, составляет 38°, Максимальный угол наклона кабины необходимый для снятия двигателя, составляет 60°. Механизм уравновешивания кабины состоит из двух взаимозаменяемых торсионов 11(см. рис. 174) с рычагами 6. Квадратный конец торсиона установлен в непод­вижно в нижнем кронштейне 1 передней опоры кабины, шлицевой конец торсиона свободно установлен в резиновой втулке второго кронштейна опоры. Рычаг 6 жестко закреплен на шлицевом конце торсиона. Верхний конец рычага 6 упирается в опору 7, которая крепится к балке пола кабины.

В транспортном положении торсионы закручены на угол 53°. Шлицевое соединение рычагов с торсионами позволяет регулировать угол их закручивания. Перестановка рычага торсиона на один зуб изменяет угол закручивания торсиона на 7°30. Регулировку угла закручивания Можно производить также перестановкой оси 7 в другое отверстие опоры 3, при этом угол закручивания меняется на 3°45.

механизм опрокидывания кабины камаз-4310

Рис.176. Механизм опрокидывания кабины автомобиля КамАЗ-4310: 1 - амортизатор передней подвески; 2 - рукоятка управления; 3 -рукоятка привода, 4 -гидравлический насос; 5 - бачок; 6 - подвеска кабины; 7 - нижний кронштейн: 8 – подвеска кабины; 9 - стопорная шпилька; 10 - верхняя стойка ограничителя; 11 - продольная балка кабины; 12 - палец удлинителя; 13 - верхний кронштейн; 14 - гидравлический цилиндр; 16 - лонжерон.

Механизм опрокидывания кабины с гидравлическим приводом и ручным управлением он состоит из ручного насоса 4 (рис. 176) с бачком 5, силового цилиндра 14 и соединяющих их трубопроводов.

Насос 4 плунжерного типа, установлен вместе с бачком на правом лонжероне рамы за кабиной. Плунжер насоса совершает возвратно-поступательное движение при воздействии на рукоятку насоса, при этом масло засасывается из бачка через фильтр и шариковый клапан и подается через нагнетательный клапан к золотнику управления. При повороте рукоятки золотника в ту или иную сторону масло по трубопроводам поступает в соответствующую полость силового цилиндра 14. В насосе предусмотрен шариковый предохранительный клапан, перепускающий масло в бачок при давлении 14,7 мПа.

Бачок 5 крепится винтами к корпусу насоса; в бачке имеется заливная горловина и предохранитель клапан-сапун, ограничивающий давление в полости бачка 19,6-29,4 кПа.

Силовой цилиндр 14 снабжен двумя клапанами безопасности. В случае разрыва шланга или другого повреждения системы, вызывающего быстрое опускание кабины, клапаны закрываются и опускание кабины прекращается.

Ограничитель подъема кабины расположен с правой стороны. Нижняя стойка 8 (рис. 176) ограничителя размещается в кронштейне, закрепленном на лонжероне рамы; верхняя стойка 10 вместе с удлинителем  в кронштейне 12, закрепленном на продольной балке 11 пола кабины. При поднятой кабине обе стойки создают упор, препятствующий самопроиз­вольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя имеется стопорная шпилька 9, которая вставляется в отверстия верхней и нижней стоек.

Остекление кабины состоит из ветрового окна, двух задних окон и окон дверей. Ветровые стекла двойные, между ними расположены прозрач­ная пленка. При ударе такое стекло разбивается, но осколки не отделяются от пластмассовой пленки.

Двери кабины состоят из наружных и внутренних панелей, проварен­ных по периметру. Они имеет поворотные форточки, стекла с механизмом подъема и опускания и замки с наружными и внутренними ручками.

В кабине установлено сиденье водителя и два одноместных сиденья для пассажиров.

сидение водителя камаз-4310

Рис.177. Сидение водителя автомобиля КамАЗ-4310: 1 - подушка; 2 - рукоятка регулировки торсиона; 3 - спинка; 4 -боковина сиденья; 3 - рычаг гребенки; 6 - указатель регулировки жесткости подвески; 7 - амортизатор; 8 - трубка торсиона; 9 - остов сиденья; 10 - нижние направляющие; 11 - гребенка, 12 - стопор; 13 – ручка стопора; 14 - верхние направляющие; 15 - основание.

Сиденье водителя (рис.177) имеет механизм подрессоривания торсионного типа с гидравлическими амортизаторами. Остов 9 сипенья с помощью рычагов крепится к основания, которое с помощью верхних направляющих 14 может перемещаться вдоль нижних направляющих 10, прикрепленных к полу кабины. Фиксация положения сиденья осуществляется стопором 12, который может удерживать сиденье в одном из десяти положений. Для перемещения необходимо ручку 13 стопора переместить к сиденья. Величина хода сиденья - 135 мм.

Угол наклона спинки изменяется с помощью механизма регулировки угла наклона. Спинка может занимать три Фиксированных положения с наклоном от вертикали на угол от 9° до 19°. Для наклона спинки необходимо нажать на рычаг 3 гребенки, опустить его вниз и зафиксировать спинку в необходимом положении.

Жесткость подвески регулируется в зависимости от массы водителя (50-130 кг). Подрессоривание осуществляется пластинчатым торсионом. установленным в трубе 8. Один конец торсиона закреплен наглухо, второй соединен с рычагом 2 механизма регулировки жесткости. Проседание сиденья вниз ограничивается резиновыми буферами. Ход подвески сиденья - 88 мм. Колебания сиденья гасятся телескопическим амортизатором, установленным за спинкой сиденья; одной проушиной амортизатор крепится на основании 15, второй - на поперечине остова  9.

Среднее пассажирское сиденье устанавливается неподвижно. По душка этого сиденья крепится к жесткой подставке, а спинка откидывается вперед.

Правое пассажирское сиденье типа кресло с откидными подлокотни­ками, высокой спинкой с подголовником, с регулировками продольного перемещения и угла наклона спинки.

Отопитель кабины калориферного типа; радиатор отопителя уста­новлен с внешней стороны кабины под облицовочной панелью и включен в систему охлаждения двигателя. Два вентилятора с электродвигателями, закрытые съемными щитками, расположены в кабине. Воздух поступает в радиатор через решетку облицовочной панели. Нагретый воздух по шлангам подводится к соплам обдува ветровых стекол. К ногам водителя и пассажиров теплый воздух поступает из отверстий воздухораспределителей.

Для обдува стекол дверей предусмотрены специальные направляющие решетки, установленных на приборной панели с правой и левой стороны. Решетка поворачивается в горизонтальной плоскости на 360 , в вертикальной - на 40°.

Кран отопителя и заслонки воздухораспределителей управляется рычажками, расположенными в нижней части щитка приборов.

Вентиляция кабины осуществляется через поворотные форточки, опускающиеся стекла дверей, люк на крыше и люк в передней панели, расположенным в правой части кабины.

Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол КамАЗ-4310

Рис. 178. Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол автомобиля КамАЗ-4310: 1 - насос с электродвигателем; 2 - бачок омывателя; 3 - жиклер.

Стеклоочиститель служит для очистки ветровых стекол от атмос­ферных осадков, пыли и грязи. Он состоит из моторедуктора 7 (рис. 178), тяги 6 и двух рычагов 5 с метками. Моторедуктор обеспечивает работу щеток в двух режимах с малой и большой скоростью. В исходное положение щетки устанавливаются автоматически.

В эксплуатации следует периодически промывать ветровые стекла и щетки стеклоочистителя обезжиривающим раствором; не допускается работа стеклоочистителя при наличии сухой грязи и пыли на стеклах, в этом случае их следует протереть влажной тряпкой.

Омыватель ветровых стекол состоит из насоса с электродвигателем, бачка 2, двух жиклеров 3 и гибких трубопроводов. Бачок омывателя заполняется смесью воды и специальной жидкости НИИСС-4, смесь должна быть отфильтрована.

Направление струи жидкости регулируется поворотом зажимного кольца жиклера 3 при отпущенном винте 4. При подаче на стекла слабой струи следует очистить жиклеры и фильтр насоса.

механизм подъема стекла двери устройство

Рис. 179. Механизм подъема стекла двери: 1, 7 - шестерни; 2 - корпус; 3 - стекло; 4 - рычаг; 5 - валик привода; 6 - тормозная пружина.

Механизм подъема стекол (рис.179) однорычажный с шесте­ренчатым приводом, состоит из корпуса 2, ручки с приводным валиком 5, малой 7 и большой 1 шестерен, рычага 4, тормозной пружины 6. Стекла фиксируются в любом положении, необходимый тормозной момент создается трением пружины 6 о корпус 2. Запорное устройство двери состоит из замка двери, фиксатора замка, внутреннего привода с ручкой и наружной ручки с кнопкой замка. Замок прикреплен к торцу двери тремя винтами, фиксатор замка крепится четырьмя винтами к задней стойке кабины. Внутренняя ручка связана с замком с помощью привода и тяги. При повороте внутренней ручки вниз замок фиксируется в закрытом положении. При открывании двери изнутри, а также при захлопывании замок снимается с предохранителя автоматически. Снаружи дверь запирается с помощью замка, вмонтированного в кнопку наружной ручки. При повороте ключа запор кнопки входит в пазы ручки и не дает возможность утапливаться кнопке.

У автомобиля ЗиЛ-131 кабина металлическая трехместная, крепится к раме в трех точках: впереди - к кронштейнам лонжеронов рамы через резиновые подушки, сзади - через качающуюся серьгу и резиновую втулку к опорному кронштейну второй поперечины рамы.

Кабина имеет неоткрывающееся панорамное ветровое стекло, состоящее из двух половин. В крыше кабины имеется два вентиляционных люка с крышками. Двери кабины снабжаются замками, открывающимися снаружи и изнутри. Правая дверь может быть заперта снаружи ключом от замка зажигания. Внутри кабины устанавливаются сиденья для водителя и двухместное сиденье для пассажиров. Положения сиденья водителя регулируются в продольном направлении и по высоте; кроме того, может быть отрегулирован наклон подушки сиденья и угол наклона спинки. Подушки пассажирского сипенья устанавливаются на подставку, приваренную к полу кабины, а спинка навешана на ее заднюю стенку.

Вентиляция кабины в летнее время осуществляется за счет опускаю­щихся стекол дверей, открытия верхних люков, а также через поворотные стекла в окнах дверей. Свежий воздух может поступать также через правый вентиляционный канал, расположенный в брызговике крыла. В передней части этого канала имеется заслонка, которая управляется вручную через облицовку радиатора. В зимнее время заслонка этого канала должна быть закрыта.

отопитель кабины зил-131

Рис. 180. Отопитель кабины автомобиля ЗИЛ-131: 1 - рукоятка управления заслонкой воздухораспределительного канала; 2 - трос; 3 - заслонка распределительного канала; 4 - сопло обдува ветрового стекла; 5 - кожух распределительного канала; 6 -кран включения отопителя; 7 - воздухоподводящий шланг; 8 - трубопровод; 9 - вентилятор; 10 - конденсатор; 11- подводящий шлангу 12 - добавочное сопротивлению; 13- радиатор; 14 - заслонка отопителя; 15 - рукоятка управления заслонкой отопителя; 16 - воздушный шланг.

Отопитель кабины расположен с правой стороны поя панелью приборов. Ввод воздуха в отопитель регулируется заслонкой 14 (рис.180), расположенной в нижней части кожуха радиатора. Рукоятка 15 может занимать три положения. Первое положение вертикальное, воздух к ра-диатору поступает только из кабины; второе положение наклонное, заслонка открывает вход воздуха из вентиляционного канала и преграждает доступ свежего воздуха в кабину; третье положение горизонтальное, заслонка открывает вход для свежего воздуха в кабину.

Большая часть нагретого воздуха подается вентилятором в воздухо­распределительный канал, меньшая пасть - в кабину к ногам пассажира. Из воздухораспределительного канала воздух по шлангам поступает к соплам ветрового стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого заслонкой 3, к ногам водителя. Заслонка 3 управляется рукояткой 1, расположенной на площадке щитка приборов.

стеклоочиститель зил-131 схема устройства

Рис.181. Стеклоочиститель и устройство для обмыва ветровых стекол автомобиля ЗИЛ-131: 1 - рычаг со щеткой; 2 -пневматический двигатель; 3 - Форсунка; 4 - кран управления; 5 -бачок; 6 - педаль насоса; 7 - насос.

Стеклоочиститель (рис. 181) состоит из пневматического двигателя 2 с золотниковым распределителем и механизмом укладки щеток, встроен­ным в распределитель, двух щеток 1 с рычагами и тягами, крана 4 управления стеклоочистителем. Включается стеклоочиститель поворотом головки крена против хода часовой стрелки. При вращении головки крана в этом же направлении скорость движения щеток увеличивается.

При повороте головки крана вправо 4,0 упора стеклоочиститель выключается, при этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке ветрового стекла.

Устройство для обмыва, ветрового стекла состоит из дифрагментного насоса 7 с педалью 6, съемного водяного бачка 5, двух жиклеров 3, резиновых шлангов и клапана всасывания, расположенного на конце шланга, опущенного в бачок. При начатии ногой на печаль порция воды от насоса вытекает из отверстий жиклеров на ветровое стекло, при отпускании педали вода из бачка за счет разрежения поступает в камеру насоса. Направление струй регулируется поворотом жиклеров.

У автомобиля Урал-4320 кабина трехместная, цельнометаллическая, оборудована термошумоизоляцией, крепится к раме в четырех точках на резиновых полушках. Двери кабины оборудованы замками и стеклоподъем­никами. Стеклоочиститель с пневматическим двигателем, устройство для обмыва ветрового стекла с насосом диафрагменного типа и ножным приводом.

отопитель кабины урал-4320 схема устройства

Рис.182. Отопитель кабины автомобиля УРАЛ-4320: 1 - патрубок подачи воздуха к стеклам; 2 - рукоятка привода наружного люка; 3 - распределитель воздухоподогрева; 4 - рычаг привода заслонок распределителя воздухообогрева; 5 - рычаг привода внутреннего люка, 6 - электродвигатель с вентилятором; 7 - внутренний люк 8 - радиатор отопителя; 9 - водоподводящая труба; 10 - водоотводящая труба; 11 - кран; 12 - наружный люк; 13 - дефлектор.

Отопитель кабины калориферного типа, расположен на передней стенке под ветровым стеклом. Воздух к радиатору отопителя может поступать снаружи через люк 12 (рис. 182) и из кабины через люк 7. Нагретый воздух попадает в распределитель 3, откуда посредством управляемых заслонок распределяется по кабине. Управление заслонками производится рычагом 4. При верхнем положении рычага воздух поступает через дефлектор 13 на обдув ветрового стекла, при нижнем - для обогрева ног водителя и пассажиров. В промежуточных положениях теплый воздух подается и на стекла и к ногам водителя, пассажиров. Люк 7 управляется рычагом 5.

Кран отопителя 11, расположенный на впускной трубе двигателя, должен быть открыт в зимний период эксплуатации. В летнее время кран отопителя следует надежно закрыть.

Кабина вентилируется через люки системы отопления, проемы поворотных и опускающихся стекол дверей.

Сиденья водителя и пассажиров раздельные, амортизирующие эле­менты - резиновые ремни и зубчатая резина. Положение сиденья водителя можно регулировать, переметая его вперед - назад в пределах 90мм. Спинка сиденья водителя имеет регулировку угла наклона.

Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика