Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияЭ


Электрооборудование корабля

Электрооборудование корабля

- комплекс электротехнических систем, устройств, приборов и аппаратов для производства, распределения и использования электрической энергии, предназначенной обеспечивать функционирование вооружения и технических средств корабля. Электрооборудование корабля включает источники, преобразователи, потребители электроэнергии, системы её распределения, измерительные устройства и приборы.
В зависимости от класса на корабле имеются несколько (от 1 до 6) электростанций, в которых размещаются основные источники электроэнергии (паротурбогенераторы, газотурбогенераторы, дизельгенераторы), главные распределительные щиты (ГРЩ) и пульты управления. На дизельных подводных лодках для питания гребных электродвигателей служат аккумуляторные батареи. Суммарная мощность основных генераторов составляет от нескольких сот до десятков тысяч кВт. Кроме основных в каждой электростанции устанавливают один или два резервных автономных генератора, запуск которых осуществляется автоматически при исчезновении напряжения в сети.
Электрооборудование корабля выполняется на постоянном и на переменном токе. С 50-х годов, ввиду ряда преимуществ (меньшие масса и габариты электрооборудования, надёжность, простота и удобство обслуживания), на кораблях применяется в основном переменный трёхфазный ток.
Основными потребителями электроэнергии являются системы вооружения, механизмы главной энергетической установки, общекорабельных систем, грузовые краны, брашпили, насосы, вентиляторы, осветительные и сигнальные устройства, приборы управления кораблём, устройства и системы, обеспечивающие жизнедеятельность личного состава. Некоторые потребители имеют двойное питание — от основных и от резервных генераторов. Потребители, требующие электроэнергию, отличающуюся по параметрам от общекорабельной сети, могут иметь индивидуальные электромашинные или статические преобразователи. Для передачи электроэнергии при боевых повреждениях от одной электростанции к другой ГРЩ соединяются между собой перемычками. Управление распределением электроэнергии централизовано и автоматизировано, с возможностью местного управления. Пульты управления оборудуются контрольно-измерительными и сигнальными приборами, аппаратами защиты и мнемосхемой. Аппараты защиты обеспечивают селективное отключение потребителей при авариях.
Специфические условия эксплуатации — высокая влажность и резкие колебания температуры окружающего воздуха, качка корабля, возможность попадания воды, опасность, связанная с пожаром, — обусловливают необходимость изготовления электрооборудования в различном исполнении (каплезащищённом, брызгозащищённом, водозащищённом, герметичном, взрывозащищённом). Это обеспечивает надёжную его эксплуатацию в течение всего срока службы корабля.
Литература: Лычковский В.Л. Электрическое оборудование и электродвижение судов. Изд. 3-е. М., 1974; Хайдуков О.П., Осокин Б.В. Электрооборудование судов. М., 1974; Pянин И.А., Киреев Ю.Н. Надежность судовых электроэнергетических систем и судового электрооборудования. Л., 1974; Справочник судового электротехника. Т.1-3. Л., 1975.
Д.А.Гидаспов

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика