- комплекс электротехнических систем,
устройств, приборов и аппаратов для производства, распределения и использования
электрической энергии, предназначенной обеспечивать функционирование вооружения и
технических средств корабля. Электрооборудование корабля включает
источники, преобразователи, потребители
электроэнергии, системы её распределения,
измерительные устройства и приборы.
В зависимости от класса на корабле имеются
несколько (от 1 до 6) электростанций, в которых размещаются основные источники электроэнергии (паротурбогенераторы, газотурбогенераторы, дизельгенераторы), главные распределительные щиты (ГРЩ)
и пульты управления. На дизельных подводных лодках для
питания гребных электродвигателей служат
аккумуляторные батареи. Суммарная мощность основных генераторов составляет от нескольких сот
до десятков тысяч кВт. Кроме основных в каждой электростанции устанавливают один или
два резервных автономных генератора, запуск
которых осуществляется автоматически при
исчезновении напряжения в сети.
Электрооборудование корабля выполняется на постоянном и на переменном токе. С 50-х годов, ввиду ряда преимуществ (меньшие масса и габариты электрооборудования, надёжность, простота и удобство
обслуживания), на кораблях применяется
в основном переменный трёхфазный ток.
Основными потребителями электроэнергии являются системы вооружения, механизмы главной
энергетической установки, общекорабельных систем, грузовые краны, брашпили, насосы,
вентиляторы, осветительные и сигнальные устройства,
приборы управления кораблём, устройства
и системы, обеспечивающие жизнедеятельность
личного состава. Некоторые потребители имеют
двойное питание — от основных и от резервных генераторов. Потребители, требующие электроэнергию, отличающуюся по параметрам от
общекорабельной сети, могут иметь индивидуальные электромашинные или статические
преобразователи. Для передачи электроэнергии при боевых повреждениях от одной электростанции к другой ГРЩ соединяются между
собой перемычками. Управление распределением электроэнергии централизовано и автоматизировано, с возможностью местного управления. Пульты управления оборудуются
контрольно-измерительными и сигнальными приборами,
аппаратами защиты и мнемосхемой. Аппараты защиты обеспечивают селективное отключение потребителей при авариях.
Специфические условия эксплуатации — высокая влажность и резкие колебания температуры
окружающего воздуха, качка корабля, возможность попадания воды, опасность, связанная с пожаром, — обусловливают необходимость изготовления электрооборудования
в различном исполнении (каплезащищённом,
брызгозащищённом, водозащищённом, герметичном, взрывозащищённом). Это обеспечивает надёжную его эксплуатацию в течение
всего срока службы корабля.
Литература: Лычковский В.Л. Электрическое
оборудование и электродвижение судов. Изд. 3-е.
М., 1974; Хайдуков О.П., Осокин Б.В.
Электрооборудование судов. М., 1974; Pянин И.А.,
Киреев Ю.Н. Надежность судовых электроэнергетических систем и судового электрооборудования.
Л., 1974; Справочник судового электротехника.
Т.1-3. Л., 1975.
Д.А.Гидаспов