(Экспедиция подводных
работ особого назначения),
специальная организация, занимавшаяся судоподъёмными, аварийно-спасательными, водолазными и опытовыми подводными работами в СССР. Создана под руководством
Ф.Э.Дзержинского в 1923 при Объединённом государственном политическом управлении (ОГПУ) для
подъёма кораблей и судов, затопленных и
затонувших на Чёрном море; с 1929 занималась
также спасением судов, терпящих бедствие.
В 1925—31 в ЭПРОН были сосредоточены плавучие
и технические средства Госсудоподъёма, в его состав
переданы Центральная водолазная база НКПС
с водолазной школой в Ленинграде, севастопольские ремонтно-производственные мастерские. В связи с увеличением объёма производимых работ были созданы: Управление ЭПРОН в Москве, новые базы, отделения и
партии ЭПРОН на Чёрном, Балтийском и Каспийском морях, на Севере и Дальнем Востоке. В 1926
Совет Труда и Обороны утвердил Устав Экспедиции.
В 1927 решением ЦИК и СНК СССР для судов Экспедиции был введён кормовой флаг и вымпел,
кадровому составу Экспедиции дано право ношения
формы и знаков различия ВМФ. С 1931 ЭПРОН
стал всесоюзной организацией, осуществляющей судоподъёмные подводные работы, проводимые на всех морях и реках СССР. В 1931
ЭПРОН из состава ОГПУ был передан в ведение
НКПС, в 1936 — во вновь созданный Наркомат водного транспорта. В 1939 ЭПРОН был
передан в ведение Наркомата морского флота.
За время своей деятельности ЭПРОН успешно
провёл большое количество судоподъёмных и
аварийно-спасательных работ. К ним относятся:
подъём кораблей (1925—40) эскадры Черноморского флота, затопленных в районе Новороссийска 18 июня 1918; подъём английской подводной лодки «L-55»
(1928) в Финском заливе; спасение ледоколов
«Малыгин» (1933) у Шпицбергена и «Сибиряков» (1937) у Новой Земли; снятие с мели
крупного парохода «Постышев» на Дальнем Востоке; спасение на Балтийском, Северном, Чёрном морях
и Тихом океане иностранных транспортных судов и другие.
Многие поднятые ЭПРОН корабли и суда были восстановлены и находились в составе ВМФ и
советского морского флота; например, из 110 кораблей и
судов, поднятых в период 1923-33, было
восстановлено 76. Большое оборонное значение имела работа ЭПРОН в 1933 по обеспечению
проводки с Балтики на Север по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцев, сторожевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов. Всего за период
1923-41 эпроновцы осуществили подъём около
450 кораблей и судов, спасли от гибели 188
терпящих бедствие судов.
За успешное выполнение судоподъёмных
и аварийно-спасательных работ 14 августа 1929 ЭПРОН был
награждён орденом Трудового Красного Знамени. Руководили ЭПРОН: Л.Н.Захаров (1923-1930), Ф.С.Медведев (1931), Ф.И.Крылов (1932—41). В начале Великой Отечественной
войны ЭПРОН передан в ВМФ и затем преобразован в Аварийно-спасательную службу ВМФ.
Литература: Чикеp H.П. Служба особого назначения. М., 1975; Зорбиди В.Н. Аварийно-спасательные и судоподъемные операции. М., 1976.
Ю.Ф.Веселов