(нем. Marschrute, от франц. marche — ход, движение вперёд и route — дорога, путь), намеченный (установленный) путь
следования или направление движения войск,
сил флота, авиации, транспортных средств. Маршрут намечается по карте с указанием основных пунктов,
через которые он проходит, или азимута. Маршрут
назначается, как правило, старшим начальником,
исходя из цели передвижения и обстановки.
Маршрут следования сухопутных войск назначается
с учётом достижения скрытности и максимальной скорости движения. По возможности он не должен проходить через крупные населенные пункты,
узлы дорог, теснины и вблизи железнодорожных станций.
Расстояние между параллельными маршрутами выбирается, как правило, с таким расчётом, чтобы
исключить одновременное поражение на них
двух колонн одним взрывом ядерного боеприпаса
средней мощности. При выборе маршрута используются карты, аэрофотоснимки, военно-географические
описания и данные вышестоящего штаба.
Кроме того, командир учитывает данные
разведки, состояние дорог, переправ, труднопроходимые участки, удобные для привалов
и отдыха районы, рубежи развёртывания при
возможном столкновении с противником; оценивает
маскирующие и защитные свойства местности,
её влияние на применение противником ядерного и других
видов оружия массового поражения. Учитывается также влияние погоды, времени суток
и года. В результате оценки намечаются порядок обхода труднопроходимых участков и
крупных населенных пунктов, районы привалов (отдыха), а при необходимости — и рубежи
развёртывания войск, мероприятия по обеспечению марша (выдвижения войск). Протяжённость маршрута определяется по карте в километрах (милях) от исходного рубежа (пункта)
до наиболее удалённого пункта в новом районе
сосредоточения (на рубеже развёртывания).
При этом в зависимости от масштаба карты,
рельефа местности и извилистости дорог в
полученный результат вводят соответствующую поправку с помощью коэффициента, величина которого обычно колеблется от 1,05 до
1,25.
В авиации при выборе маршрута исходят из необходимости обеспечения ориентировки, скрытности и безопасности полёта над территорией противника,
внезапности, точности захода на цель и ухода
от неё после выполнения задания. В ВМФ маршрут
перехода кораблей (судов) в море избирается
с учётом оперативной обстановки на театре, навигационно-гидрографических и гидрометеорологических
условий и с расчётом их прихода в назначенный район боевых действий (пункт) в указанный срок.
В.Е.Савкин