Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияЛ


Лоцманская служба

Лоцманская служба

- специальная служба в морских (речных) портах и военно-морских базах, предназначенная для проводки судов и кораблей в сложных для плавания районах моря (участках рек), в проливах и каналах, на подходах к портам (пунктам базирования кораблей) и в пределах их акваторий. Имеется в большинстве государств. Для выполнения своих задач лоцманская служба располагает необходимым штатом лоцманов, а также катерами, моторными ботами (лодками), средствами связи и др. Подчиняется капитанам портов (командирам военно-морских баз). Деятельность лоцманской службы регламентируется внутренними нормативными актами (положениями), принятыми в каждой стране, а также Женевской конвенцией 1923 «О международном режиме морских портов» (для стран-участниц). Основные правила лоцманской службы предусматривают для всех иностранных судов (кораблей), а в ряде государств и для отечественных судов: обязательную лоцманскую проводку; оказание лоцманами помощи судоводителям в проводке судов (кораблей) через опасный район, при входе в порт и выходе из него; ответственность порта, которому подчинена лоцманская служба, за аварию судна (корабля), происшедшую по вине лоцмана. Военные корабли и суда в отечественных водах в мирное время, как правило, обходятся без услуг лоцманских служб. В военное время лоцманская служба организуется в военно-морских базах (пунктах базирования кораблей) всех государств и в условиях минной опасности обеспечивает проводку кораблей и судов по протраленным фарватерам (проходам).
Зарождение лоцманских служб в России относится к 1653 (Архангельский порт). На Балтийском море первые лоцманы появились одновременно с основанием Петербурга в 1703. Первоначально они находились в ведении таможенных и других портовых учреждений, а с начала 19 века — в ведении Адмиралтейства. В 1890 заведование лоцманскими службами было поручено Главному гидрографическому управлению. Сама же лоцманская служба осуществлялась на основе частного предпринимательства товариществ (артелей) лоцманов, которые получали права на проводку судов от соответствующих государственных учреждений. В СССР лоцманская служба осуществляется только государственными органами. Проводку всех судов и кораблей, независимо от их флага и ведомств, принадлежности, в пределах территории вод и акваторий портов СССР могут осуществлять только лоцманы, состоящие на государственной службе. В октябре 1934 лоцманская служба была передана Наркомату водного транспорта СССР (с 1939 — Наркомат, с 1946 — Министерство морского флота СССР) с подчинением на местах капитанам портов. С 1973 в СССР действует «Положение о государственных морских лоцманах», определяющее организацию и порядок несения лоцманской службы в морских районах и портах. Организация и особенности лоцманской службы на реках определены в приказах министерства речного флота РСФСР и начальников управлений речного флота при советах министров других союзных республик.
Литература: Пособие для лоцмана. М.—Л., 1952; Maксиманджи М.И. Организация и правовые условия лоцманской проводки за рубежом (Англия, Франция, ФРГ, Швеция, Дания, Норвегия). М., 1963; Сабо И. Лоцманское дело в России. Спб., 1908.
В.Д.Шандабылов


© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика