После нападения (1 сент. 1939) фашистской Германии на Польшу население Варшавы принимало активное участие в 20-дневной обороне столицы (8—27 сент.). Вместе с гарнизоном (всего 17 пех. и 1 танковый батальон, 16 арт. батарей) жители Варшавы героически сдерживали натиск немецко-фашистских войск. В первых рядах защитников столицы выступал варшавский пролетариат. С 5 сент. начали формироваться рабочие батальоны, сведённые 12 сентября в Варшавскую добровольческую рабочую бригаду. На самых трудных участках обороны сражались польские коммунисты — бывшие узники тюрем и концлагерей. Во 2-й мировой войне Варшава стала первым примером мужественного сопротивления агрессору населения крупного города в условиях полного окружения. 28 сент. Варшава была оккупирована немецко-фашистскими войсками. В годы оккупации Варшава — центр освободительной борьбы польского народа, во главе которой встала созданная в варшавском подполье Польская рабочая партия (1942). Жители Варшавы активно боролись против оккупантов. 1 янв. 1944 здесь была образована Крайова Рада Народова — временный парламент Польши. 17 янв. в ходе Висло-Одерской операции 1945 Варшава освобождена советскими войсками совместно с 1-й армией Войска Польского. Во время оккупации гитлеровцы уничтожили ок. 2/3 жителей Варшавы, 90% её промышленных предприятий, до 75% жилого фонда. Большую помощь польскому народу в восстановлении почти полностью разрушенной столицы оказал Советский Союз.


Варшава — крупнейший промышленный центр. Наиболее развиты отрасли промышленности, базирующиеся на использовании высококвалифицированного труда, — машиностроение и металлообработка (ок. 60% занятых в промышленности Варшавы в 1973), электроэнергетика и радиоэлектроника (1/4 продукции Польши), оптика, автомобилестроение (заводы «Варшава» и «Сирена»), химическая промышленность. Широко представлена пищевая, а также кожевенная и швейная промышленность.
Варшава — крупный узел железных и шоссейных дорог (7 ж.д., из них 6 электрифицир.), 2 реч. порта (старый — на Висле в Праге и новый — в Жерани, у Жераньского канала, соединяющего Вислу с Наревом), международный аэропорт в Окенце. Общая протяжённость путей гор. транспорта 1350 км. Строится метрополитен. Правобережную и левобережную Варшаву связывают 5 мостов.
Варшава — крупный культурный центр. Здесь находятся Польская АН и более 20 её НИИ, 13 вузов, в т.ч. университет (осн. в 1818), ок. 20 науч. обществ, Дворец культуры и науки (дар СССР), многочисленные музеи, в т.ч. Войска Польского, несколько театров, филармония и др. культурные учреждения. В Варшаве много памятников, связанных с военными событиями и освободительной борьбой (героям Варшавы, воинам Советской Армии и др.).
Лит.: Тимашев А.К. Варшава. М., 1968; Здравствуй, Варшава! М., 1975; Drozdowski M., Zahorski A. Historia Warszawy. Warszawa, 1972; SobczakK. Wyzwolenie Warszawy. Styczen 1945. Wyd. 2-е. Warszawa, 1970.
A.А.Партия