Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияБ


Багдадская железная дорога

Багдадская железная дорога

- железнодорожная магистраль, соединяющая Босфор с Персидским заливом. Названа по гл. пункту основной части железной дороги — г.Багдад. Проходит по тер. Турции, Сирии и Ирака — от Стамбула через Измит, Эскишехир, Конью, Адану, ГЙосул, Багдад до Басры. Общая протяжённость ок. 2400 км. Строительство началось в кон. 19 в. Вокруг проектов и концессий на стр-во дороги шла ожесточенная борьба между Германией, Англией, Францией и Россией. Крупные державы надеялись через концессии оказывать влияние на политику стран Бл. и Ср. Востока, эксплуатировать их экономич. ресурсы. Особую активность в этом проявляли империалистич. круги Германии, усиливавшей свою экспансию на Бл. и Ср. Восток. Под давлением конкурентов Германия вынуждена была допустить к участию в стр-ве Багдадской железной дороги англ. и франц. капитал. Россия в 1900 добилась заключения секретного соглашения с Турцией, к-рое обязывало тур. пр-во не предоставлять в сев. и сев.-вост. районах ж.-д. концессии др. странам. Однако по Потсдамскому соглашению 1911 Россия перестала оказывать противодействие Германии в стр-ве Багдадской железной дороги, заручившись её согласием воздерживаться от проникновения в Иран.
К началу 1-й мировой войны Багдадская железная дорога осталась недостроенной. В ходе войны её зап. участок использовался Турцией для переброски своих войск. Пропускная способность дороги не превышала 8 пар поездов в сутки. Строительство Багдадской железной дороги было закончено в 1939—41 частными английскими и франц. компаниями. В годы 2-й мировой войны (до апр. 1944) Турция по Багдадской железной дороге поставляла Германии стратегическое сырьё (медь, хромовую руду, хлопок и продовольствие).
Коренные изменения в политической обстановке на Бл. Востоке после 2-й мировой войны лишили империалистич. круги возможности использовать Багдадскую железную дорогу в экспансионистских целях. В 60-х гг. Багдадская железная дорога на участке от Багдада до Басры при содействии СССР была реконструирована: введено в строй новое полотно с норм. шир. колеи (1435 мм вместо 1000 мм), что позволило намного увеличить её пропускную способность и массу поездов — до 500—700 тонн и более. Багдадская железная дорога имеет большое значение для экономического развития молодых арабских государств.
Лит.: Бондаревский Г.Л. Багдадская дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1888—1903). Ташкент, 1955; Ерусалимский А.С. Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века. Изд. 2-е. М., 1951.

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика