Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал

Ключевые страницы Советской Военной Энциклопедии: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

советская военная энциклопедияА


Авианосная авиация

Авианосная авиация

- палубная авиация, авиация ВМС, базирующаяся на авианосцы; предназначена для уничтожения кораблей и транспортов пр-ка в море и в базах, уничтожения самолётов, обеспечения действий корабельных соединений и морских десантов, нарушения или защиты океанских и морских коммуникаций, поражения наземных объектов, поддержки сухопутных войск. Авианосная авиация включает палубные самолёты: истребители, штурмовики, противолодочные, разведчики, дальнего радиолокац. обнаружения, радиопротиводействия, а также вертолёты различного назначения. Палубные самолёты имеют конструктивные особенности, вытекающие из требований совместимости с авианосцем: способность взлёта и посадки на палубу, а также компактность ввиду ограниченной ёмкости корабля. Высота ангаров авианосца также ограничивает размеры самолётов и конструкцию их хвостового оперения. Как правило, палубные самолёты имеют складывающиеся консоли крыльев, более короткий фюзеляж и более низкий киль, чем обычные. При падении в воду самолёты и вертолёты должны сохранять плавучесть на время, достаточное для выхода экипажа. Взлёт с помощью катапульты и посадка на качающуюся палубу обусловливают повышенные требования к прочности шасси и всего самолёта в целом. Поршневые самолёты осуществляли взлёт с авианосца путём свободного разбега (для облегчения взлёта авианосец увеличивал скорость и шёл против ветра, создавая сильный встречный возд. поток над полётной палубой). Совр. реактивные палубные самолёты поднимаются в воздух с помощью катапульт, а при посадке спец. посадочным гаком (крюком) зацепляются за трос аэрофинишёра и плавно тормозятся. Они обладают также рядом др. конструктивных особенностей, облегчающих их взлёт и посадку.
самолёты авианосной авиации на палубе авианосца
палубный самолёт S-3A "Викинг"Успешный взлёт самолёта с палубы корабля впервые был осуществлён 14.11.1910 американским лётчиком Эли с крейсера «Бирмингем»; им же 18.1.1911 произведена посадка на палубу крейсера «Пенсильвания». Дальнейшие опыты по использованию самолётов с кораблей привели к тому, что уже к нач. 1-й мировой войны во флотах ведущих держав появилась авиац. служба ВМС. В ходе 1-й мировой войны в рус. и англ, флотах успешно использовались гидросамолёты, доставлявшиеся в р-н боевых действий на борту спец. оборудованных кораблей и транспортов. В период 2-й мировой войны в состав авианосной авиации входили самолёты с поршневыми двигателями: истребители, торпедоносцы и бомбардировщики, имевшие соответственно макс, скорость полёта 700, 500 и 520 км/ч, практический потолок 12, 9,2 и 7,4 км, дальность полёта до 2000 км. После 2-й мировой войны появились новые классы самолётов авианосной авиации: штурмовики, противолодочные, радиолокац. дозора и радиопротиводействия. Авианосная авиация получила реактивные палубные самолёты, обладающие значительно большими скоростями (макс. скорость противолодочных — 800, штурмовиков — 2000, истребителей — 2200 км/ч), дальностью (противолодочные — до 3700, штурмовики — до 5500, истребители — до 3700 км) и высотой полёта (от 6,5 до 22 км). В 1949 — 50 на вооружение авианосцев стали поступать также вертолёты, предназначенные для борьбы с подводными лодками, высадки на берег десанта, траления мин, снабжения кораблей в море и спасения экипажей самолётов, потерпевших аварию. Палубные вертолёты оснащаются главным образом турбовальными двигателями, имеют взлётную массу 4,5—19 т и дальность полёта 300—1300 км. Вооружение вертолётов определяется их назначением.
В.А.Давыдов.

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика