Военная Энциклопедия - историко-архивный военно-патриотический портал
военная техникастатьи по устройству ВАТ


Устройство и работа стартера

Стартер предназначен для преобразования электрической энергии аккумуляторных батарей в механическую и передачи ее на маховик с целью прокручивания коленчатого вала двигателя.

Стартер вместе с аккумуляторными батареями, реле включения, выключателем приборов и стартера (или зажигания и стартера) образуют систему электропуска двигателя. Для обеспечения необходимых условий смесеобразования, воспламенения и горения рабочей смеси пусковая частота вращения коленчатого вала должна быть у дизеля 150...250 мин и 50...100 мин у карбюраторного двигателя.

На автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 установлен стартер марки СТ-142-Б мощность 7,7 кВт, расположен на картере маховика с левой стороны двигателя.

На автомобиле ЗиЛ-131   устанавливается  стартер марки  СТ2 мощностью 1,2 кВт, закреплен на картере сцепления.

схема стартера СТ 142Б

Рис. 77. Стартер СТ - 142Б: 1, 5,16- крышки; 2 - обмотка; 3 - якорь; 5 - корпус; 6 - коллектор; 7 - щетка; 8 - контактный болт; 9 - контактный диск; 10 -обмотка тягового реле; 11 - корпус реле; 12 - сердечник; 13 - рычаг; 14 -ось; 15 - механизм привода; 17 - упорная шайба; 18 -фланец эксцентрика; 19 -ведомый храповик с шестерней; 20-сухарь; 21 - штифт; 22 - конус; 23 - ведущая полумуфта; 24 - пружина; 25 - корпус механизма привода; 26 - направляющая втулка; 27 -пружинное кольцо

Стартеры современных автомобилей имеют дистанционное управление. Стартер СТ142-Б (рис.77) состоит из электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, электромагнитного тягового роле и механизма привода.

Основными частями электродвигателя являются: корпус 4 с крышка­ми 1,5, 16, обмотка возбуждения 2, якорь 3 с валом и коллектором 6, щетки 7. Корпус имеет четыре полюсных наконечника, на которых размещена обмотка возбуждения. Якорь содержит обмотку, выполненную из толстого медного провода прямоугольного сечения. Вал якоря вращается на трех подшипниках скольжения, размешенных в крышках 1,5, 16. Щетки попарно но размещены в щеткодержателе, укрепленном на траверсе передней крыш­ки, и прижимаются к коллектору пружинами.

Стартер герметизирован резиновыми кольцами, устанавливаемыми между корпусом и крышками, выводные болты уплотнены резиновыми кольцами.

Принцип действия электродвигателя основан на взаимодействии магнитного поля якоря с магнитным полем полюсных сердечников корпуса при прохождении по их обмоткам электрического тока. В результате такого взаимодействия обмотка якоря выталкивается из магнитного поля полюсных сердечников, что приводит к вращению якоря.

Электромагнитное тяговое реле служит для удержания шестерни при­вода в зацеплении с маховиком и для включения цепи питания электродвигателя. Реле состоит из корпуса 11 с крышкой, обмотки 10 с сердечником 12, пружиной и контактным диском 9. Корпус реле закреплен на задней крышке электродвигателя через уплотнительную прокладку. Между корпусом и крышкой реле также установлено уплотнение.

Сердечник 12 свободно перемещается в катушке, его конец соеди­нен с рычагом 13 механизма привода. Пружина сердечника, удерживает его в исходном положении. Выход сердечника уплотняется резиновым сильфоном.

При поступлении электрического тока в обмотку реле сердечник втягивается и через рычаг 13 перемещает механизм привода 15, одновременно контактный диск 9 замыкает контакты на крышке реле, что обеспечивает, поступление тока от аккумуляторных батарей в обмотку электродвигателя.

Механизм привода служит для ввода шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика передачи крутящего момента от вала якоря на венец маховика и предохранения стартера от повреждений после пуска двигателя.

Механизм привода размещен на валу якоря и состоит из корпуса 25, направляющей втулки 26, ведущей полумуфты 23, ведомой полумуфты 19, пружины 24 со стальной и резиновой шайбами и механизма блокировки.

Направляющая втулка имеет прямые внутренние шлицы и многозаходную ленточную наружную резьбу. Втулка вместе с приводом может перемещаться по шлицам вала. Кольцо 27 удерживает корпус от перемещения во втулке. Ведущая полумуфта размещена на наружной ленточной резьбе втулки 26. Ведомая полумуфта выполнена заодно целое с шестерней и может свободно вращаться на втулке 26 в бронзовых графитизированных подшипниках. Торцы полумуфт имеют зубья и прижимаются один к другому пружиной. Ведомая полумуфта удерживается в корпусе замковым кольцом. Стальная и резиновая шайбы, подложенные под пружину полумуфт, служат для амортизации ударов при включении стартера.

Для предотвращения износа зубьев храповой муфты и снижения шума в момент, когда двигатель пущен, а стартер еще не выключен, предусмотрен механизм блокировки. Он состоит из трех, пластмассовых сухарей 20, стального конусного кольца 22 и направляющих штифтов 21, входящих в радиальные отверстия сухарей. Кольцо 22 прижимает штифты к направляющей втулке 26.

При включении тягового реле рычаг 14 перемешает механизм привода по шлицам вала и вводит в зацепление шестерню 19 с венцом махови­ка. Крутящий момент передается с вала якоря через шлицевое соединение на направляющую втулку 26, далее через ленточную резьбу на ведущую полумуфту 23 и через торцевые зубья на ведомую полумуфту.

При передаче крутящего момента венцу маховика возникает осевое усилие, прижимающее ведущую полумуфту к ведомой, как только двигатель будет пущен, произойдет пробуксовка между ведущей и ведомой полумуфты, при этом ведущая полумуфта отодвигается от ведомой, сжимая пружину 24. Вместе с ведущей полумуфтой отодвигается кольцо 22, освобождая сухари 20, которые под действием центробежных сил перемешаются вдоль штифтов и удерживают полумуфты в разъединенном состоянии. После выключения стартера ведущая полумуфта под действием пружины прижимается к ведомой полумуфте и кольцо 20 устанавливает сухари в исходное положение.

В случае упора шестерни стартера, в зубья маховика корпус 25 вместе с направляющей втулкой 26 продолжает перемещаться вдоль шлицев вала якоря, сжимая пружину. При этом ленточная резьба втулки 26 поворачивает ведущую полумуфту и шестерня (до 30°), что обеспечивает ее зацепление с венцом маховика.

Дистанционное управление стартером заключается в том, что ток в обмотку тягового реле подается через реле включения РС350 и выключатель стартера ВК853, установленные в кабине водителя.

схема стартера СТ-2

Рис. 78. Стартер СТ-2: 1 - неподвижный контакт; 2 - подвижный, контакт; 3 - обмотка тягового реле; 4 -сердечник; 5 - рычаг; 6. 16 - крышки; 7 -упорное кольцо; 8 - шестерня привода: 9 - муфта свободного хода; 10 - буферная пружина; 11 - поводковая муфта; 12 корпус; 13 - стяжная шпилька; 14 - якорь; 15 - коллектор; 17 - щетка; 18 - защитный колпак.

Стартер СТ2 (рис.78) имеет в основном аналогичное устройство. Отличие состоит в механизме привода, который состоит из шестерни 8, муфты свободного хода 9 роликового типа, буферной пружины, разрез ной поводковой муфты 11. Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала якоря. Муфта свободного хода обеспечивает передачу крутящего момента от вала якоря на маховик и исключает вращение якоря от маховика после пуска двигателя.

схема муфты свободного хода

Рис. 79. Муфта свободного хода: 1 - шлицевая втулка; 2 - обойма: 3 - роли;  4 - кожух; 5 - ступица шестерни: 6 -шестерня; 7 -плунжер; 8 - пружина.

Муфта включает в себя шлицевую втулку 1 (рис.79) с обоймой 2, в которой выполнено четыре клиновидных паза; ролики 3 с плунжерами 7 и пружинами 8; ступицу 5, выполненную заодно с шестерней 6. При пуске двигателя ролики заклинивают муфту свободного хода, т.е. жестко соединяют обойму со ступицей. После пуска шестерня стартера вращается с большой угловой скоростью от маховика, вследствие чего происходит расклинивание роликов и крутящий момент от маховика на вал якоря не передается.

Буферная пружина 10 (см. рис. 78) дает возможность ввести шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика при утыкании зуба в зуб. Винтообразная нарезка вала якоря способствует быстрое выходу шестерни из зацепления, так как муфта свободного хода, вращаясь после пуска двигателя быстрее якоря, навертывается на вал, подобно гайке.

Тяговое реле стартера СТ2 снабжено дополнительным контактом «КЗ», замыкающим накоротко добавочное сопротивление катушки зажи­гания во время работы стартера.

Основные правила пользования стартером:

Метки:

© Военная Энциклопедия. Карта сайта. При полном или частичном копировании материалов прямая индексируемая ссылка на сайт «военная-энциклопедия.рф» обязательна. .
Яндекс.Метрика