Привод тормозом прицепа комбинированный, двухпроводной и однопроводной. Это значит, что к автомобилю КамАЗ-4310 могут подсоединяться все прицепы, имеющие как тот, так и другой тип пневматического привода тормозов.
При двухпроводном приводе по одному трубопроводу сжатый воздух постоянно подаётся из пневматической системы автомобиля в воздушные баллоны прицепа, по другому трубопроводу производится управление тормозною системой прицепа. При однопроводном приводе один и тот же трубопровод используется для заполнения воздушных баллонов прицепа в промежутках между торможениями и управление тормозами прицепа.
Двухпроводный привод включает в себя кран 30 (см. рис. 145) управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, одинарный защитный клапан 31, два разобщительных крана 34, две соединительные головки 36 типа «Палм», трубопровод.
Клапан управления тормозами прицепа (рис. 159) предназначен для управления тормозной системой прицепа о двухпроводным приводом, а также для включения тормозной системы прицепа с однопроводным приводом; установлен в задней части рамы.
Основными деталями крана являются верхний 5, средний 13 и нижний 15 корпуса, большой и малый верхние поршни с пружинами 10 и 8, средний поршень 12 с впускным клапаном 4 и штоком 14, выпускной клапан 11. К выводу I подсоединяется трубопровод от нижней секции тормозного крана рабочей системы; к выводу II - от ручного тормозного крана, к выводу III - от верхней секции тормозного крана рабочей системы, к выводу IV - от управляющей магистрали прицепе., к выводу V присоединяется трубопровод от воздушных баллонов третьего контура.
В отторможенном состоянии к выводам II и V постоянно подастся сжатый воздух, которых, воздействуя снизу на поршень 12 и сверху на диафрагму 1, удерживает поршень 12. вместе со штоком 11 в нищаем положении, так как площадь диафрагмы больше площади поршня. В верхней части корпуса поршня 6 и 9 под действием пружины 10 находятся в верхнем положении. При этом впускной клапан 4 закрыт, выпускной клапан 11 открыт. Тем самым вывод V соединен с атмосферным выводом У в управляющую магистраль давление воздуха не подается.
Рис. 159. Клапан управления тормозной системой прицепа с двухпроводным приводом: а -устройство; б -отторможенное положение; в -положение при торможении рабочей тормозной системой; г -положение при торможении стояночной или запасной тормозной системой; I - вывод к нижней секции тормозного крана; II - вывод к ручному тормозному крану; III - вывод к верхней секции тормозного крана;IV - вывод в магистраль к прицепу, V - вывод, к воздушному баллону; VI - атмосферный вывод; 1 - диафрагма; 2, 8, 10 -пружины; 3 - разгрузочное отверстие; 4 - впускной капан; 5 - верхний корпус; 6 - верхний большой поршень; 7 -регулировочный винт; 9 - верхний малый поршень; 11 - выпускной клапан; 12 - средний поршень; 13 - средний корпус; 14 - шток; 15 - нижний корпус.
При торможении рабочей тормозной системой сжатый воздух: от секций крана подаётся к выводам I и III. Под действием давления воздуха, подведенного к выводу I , диафрагма 1 прогибается и шток 1 вместе со средним поршням 12 и клапаном 4 поднимается вверх. Сжатый воздух, подведенный к выводу IV, перемещает верхние поршни 6 и 3 вниз. В результате -этих перемещений выпускной клапан 11 закрывается, впускной клапан 4 открывается. Сжатый воздух от вывода V проходит в вывод IV и далее в управляюшую магистраль.
При оттормаживании сжатый воздух от выводов I и III, через тормозной кран выходит в атмосферу. Поршни 6 и 9 под действием пружин и сжатого воздуха занимают верхнее положение, шток 4 с поршнем 12 -нижнее положение. Выпускной клапан 11 открывается и сообщает управляющую магистраль с атмосферой.
При подводе сжатого воздуха к выводам I и III порознь перемещаются соответственно шток 14 с поршнем 12 или поршни 5 и 9 вниз. Кран работает также, как при одновременном подводе воздуха к выводам I и III.
При торможении запасным или стояночной тормозными системами, сжатый воздух от вывода III через ручной тормозной кран выводится в атмосферу. Давление в полости над диафрагмой падает, тем самым уменьшается усилия, действующее на шток 14 и поршень 12 сверху. Под действием давления воздуха, подведенного к выводу V, поршень со штоком перемещается вверх, при этом выпускной клапан 11 закрывается, а впускной клапан 4 открываются. Сжатый воздух от вывода V подается через вывод IV в управляющую магистраль. Клапан управления тормозами прицепа, обладает следующим действием. По мере нарастания давления в управляющей магистрали растет давление и в полости между поршнями 9 и 12, при этом поршень 9 перемещается вверх, поршень 12 - вниз. При достижении давления в управляющей магистрали, пропорциональное давлению, подведенному к выводам I и IV (или отведенному от вывода II) впускной клапан 4 закрывается, а выпускной клапан 11 остается закрытым. Давление в управляющей магистрали стабилизируется.
При подводе воздуха к выводу III или одновременно к выводам 1 и IV, давление в выводе IV превышает давление в выводе III на 20... 100 кПа, что обеспечивает опережающее действие тормозов прицепа. Регулировка превышения управления осуществляется винтом 7.
Однопарный защитный клапан 31 (см. рис. 145) служит для предохранения пневматического привода тягача от потери сжатого воздуха в случае повреждения в приводе прицепа или в соединительных магистралях. Кроме того, клапан препятствует выходу сжатого воздух на магистрали прицепа в случае нарушения герметичности привода автомобиля-тягача, предотвращая тем самым автоматические торможения прицепа.
Клапан 31 такой же, как и клапан 16, установлен в третьем контуре (см. рис. 153) .
Разобщительный кран 34 (см. рис.145) диафрагменного типа предназначен для отключения тормозной системы автомобиля от тормозной системы прицепа. При установке рукоятки крана вдоль корпуса толкатель 5 (рис.160) вместе со штоком 3 находится в нижнем положении и клапан 2 открыт. Сжатый воздух проходит от автомобиля-тягача, к прицепу.
Рис. 160. Разобщительный кран: а - кран закрыт; б - кран открыт; I - вывод к клапану управления тормозами прицепа или к воздушному баллону автомобиля через одинарный защитный клапан; II - вывод в магистраль управления тормозами прицепа или к воздушному баллов прицепа; III - вывод в атмосферу; 1 -пружина; 2 - клапан; 3 - шток с диафрагмой; 4 - возвратная пружина штока; 5 -толкатель с рукояткой.
Если рукоятка крана установлена поперек корпуса, шток с диафрагмой поднимается вверх под действием сжатого воздуха и пружин 4. Клапан 2 закрывается, разобщая выводы I и II. Сжатый воздух из соединительной магистрали выходит в атмосферу через вывод III.
Рис. 161. Соединительная головка типа «Палм»: а - тягача; 6 - прицепа и тягача; 1 - корпус; 2 - уплотнение; 3 - крышка; 4 - фиксатор.
Соединительные головки типа «Палм» (рис.161) предназначены для соединения магистралей двухпроводного пневматического привода тормозов прицепа и тягача, Головки бесклапанные, имеют резиновое уплотнение 2 и фиксаторы, которые удерживают их в оцепленном состоянии. Обе головки установлены на задней поперечине рамы. Одна головка окрашена в красный цвет и соединяется трубопроводами через одинарный защитный клапан с Воздушными баллонами третьего контура (питающая магистраль). Вторая головка окрашена в голубой цвет и соединена с краном управления тормозами прицепа при двухпроводном приводе (управляющая магистраль).
Тормозная система прицепа, работающего с автомобилем, состоит из тормозных механизмов по числу колес и пневматического привода, включающего в себя воздушные баллоны, тормозные камеры, разобщительный кран, воздухораспределитель, трубопроводы и шланги.
Рис. 162. Воздухораспределитель прицепа: 1 - нижняя крышка; 2 - корпус; 3, 7 -резиновые манжеты; 4 - резиновое кольцо; 5 -шток; 6 - верхняя крышка; 8, 12 - поршни; 9 -обратный клапан; 10 -стопорное кольцо; 11 -разгрузочный клапан:
Воздухораспределитель (рис.162) служит для управления тормозами прицепа, устанавливается на прицепе и является основным прибором его пневматической тормозной системой. Он состоит из корпуса 2, нижней 1 и верхней 6 крышек, штока 5 с верхним поршнем 8, нижнего поршня 12, обратного 9 и разгрузочного 11 клапанов. К полости А воздухораспределителя подводится сжатый воздух от воздушного баллона третьего контура автомобиля-тягача (питающая магистраль), полость Б соединяется с воздушными баллонами прицепа, полость В - с тормозными камерами прицепа, полость Д - с атмосферой, к полости Г подводится воздух от клапана управления тормозами прицепа при двухпроводном приводе (управляющая магистраль).
Работа двухпроводного привода. В отторможенном состоянии сжатый воздух из баллонов 21 (см.рис. 145) третьего контура через одинарный защитный клапан 31, разобщительный кран 34, соединительную головку по шлангу проходит в полость А (см.рис. 162) воздухораспределителя, открывает клапан 9 и через полость Б заполняет воздушные баллоны прицепа. Одновременно сжатый воздух из тех же баллонов 21 (см. рис.145) подается через клапан управления 30, который соединяет управляющую магистраль прицепа, а значит и полость Г (см. рис. 162) воздухораспределителя с атмосферой.
Давлением воздуха в полости А поршень 8 вместе со штоком 5 и поршнем 12 поднят вверх, при этом клапан 11 закрыт. Тормозные камеры прицепа через полости В и Д соединены с атмосферой. Когда разница давления в полостях А и Б станет равной 1О...2ОкПа клапан 9 закрывается.
При торможении рабочей, стояночной или запасной тормозными системами сжатый воздух из тех же баллонов 21 (см.рис. 145) через клапан управления 30 подается в управляющую магистраль и в полость Г (см. рис. 162) воздухораспределителя. Давлением воздуха на поршень 8 сверху шток с нижним поршнем 12 опускается вниз, при этом сначала клапан 11 утыкается в седло нижней крышки, разобщая полость В от атмосферы, а затем открывается щель между клапаном 11 и поршнем 12 и сжатый воздух из баллонов прицепа через полость В проходит в его тормозные камеры.
По мере возрастания давления воздуха в полости В нижний поршень 12 приподнимается и щель между этим поршнем и клапаном 11 закрывается; между давлением воздуха в полостях Г и В устанавливается равновесие. В этом проявляется следящее действие воздухораспределителя.
При оттормаживании сжатый воздух из полости Г через управляющую магистраль клапана управления тормозами прицепа выходит в атмосферу. Детали воздухораспределителя устанавливаются в положение, которое они занимали до торможения.
Однопроводный привод тормозов прицепа включает в себя соединительную головку типа «А» 31 (см.рис.140), разобщительный кран 34 клапан управления 35, трубопроводы и шланги.
Рис.163 Соединительные головки типа «А» и «Б»: а - соединительная головка типа «А»; б - соединение головок типа «А» и «Б»: 1 корпус; 2 -пружина; 3 -обратный клапан; 4 -седло клапана; 5 - штифт.
Соединительная головка типа "А" (рис.163) служит для присоединения одноприводного привода тормозов прицепа, а также для автоматического закрывания магистрали тягача, в случае отсоединения от прицепа (например, при отрыве). Головка типа "А" стыкуется с головной типа "Б" прицепа. Головка имеет клапан 3, который открывается с помощью штифта 5 при соединении с головкой типа "Б". В разъединенном состоянии клапан 3 закрыт под действием пружины 2.
Рис.164. Клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом: а - устройство; б - отторможенное положение; в - положение при торможении; I - вывод к тормозную систему прицепа; II - вывод в атмосферу; III - вывод к клапану управления тормозами прицепа с двух проводным приводом; IV- вывод к воздушном баллону; I - следящая камера; 2 - ступенчатый поршень; 3 - рабочая камера; 4 - силовая пружина; 5 - диафрагма;. 6-толкатель; 7 - канал; 8 - выпускной клапан; 9 - впускной клапан; 10 - пружина; 11 - регулировочный винт; 12 - нижний поршень; 13 - соединительная камера.
Клапан управления (рис. 164) тормозами прицепа при однопроводном приводе, предназначен для приведения в действие тормозной системы прицепа при работе тормозных систем тягача, а также для ограничения давления в пневматическом приводе прицепа с целью предотвращения саморастормаживания последнего при колебаниях давления в приводе автомобиля-тягача. Клапан состоит из корпуса с верхней и нижней крышками, диафрагмы 5 с толкателем 6, ступенчатого поршня 2, нижнего поршня 12, впускного 9 и выпускного 8 клапанов. Вывод I соединен с магистралью прицепа, вывод II - с атмосферой, вывод III - с клапаном 1 управления тормозами прицепа, с двухпроводным приводом, вывод IV - с воздушными баллонами третьего контура.
При однопроводном приводе к полости А воздухораспределителя (см.рис.162) присоединяется магистраль от клапана управления автомобиля-тягача, полость Г в работе не используется.
Работа однопроводного привода. В отторможенном состоянии полость под диафрагмой 5 клапана управления, (см.рис.164) через вывод III и клапан двухпроводного привода соединена с атмосферой. Под действием пружин 4 диафрагма 5 вместе с толкателем находится в нижнем положении, при этом выпускной клапан 8 закрыт, а впускной 9 открыт. Сжатый воздух из баллонов третьего контура через вывод IV и клапан 9 проходит к выводу I и далее в магистраль к воздухораспределителю прицепа. Когда давление в этой магистрали достигнет 500...520 кПа, нижний поршень 10, преодолевая усилия пружины отпускается, впускной клапан 9 закрывается. В магистрали прицепа устанавливается давление, несколько ниже, чем в приводе тягачи. При торможении сжатый воздух от клапана двухпроводного привода подается к выводу III и заполняет поршень под диафрагмой. Последняя вместе с толкателем поднимается вверх, впускной клапан 9 закрывается (если он не был закрыт) выпускной клапан 8 открывается. Сжатый воздух из соединительной магистрали прицепа от вывода I через клапан 8, полый шток и вывод II выходит в атмосферу. Падение давления в соединительной магистрали, а значит в полости А воздухораспределителя (см. рис. 162) ведет к тому, что нижний поршень 12 под действием давления в полости Б опускается вниз, полости 3 и Д разобщаются, клапан 11 отходит от поршня 12 и через образовавшуюся щель сжатый воздух из баллонов прицепа проходит в его тормозные камеры.
Воздух из вывода 1 клапана (см. рис. 164) выходит в атмосферу до тех пор, пока давление в полостях под диафрагмой 5 и под поршнем 2 не уравновесится с давлением в полости под поршнем 2 (в следящей камере 1, соединенной каналом 7 с выводом IV). При дальнейшем снижении давления на выводе II поршень 2 опускается и перемещает вниз толкатель 6, который закрывает клапан 8, вследствие чего выпуск воздуха из магистрали прицепа
прекращается. Тем самым торможение прицепа происходит с эффективностью пропорциональной величине подведенного к выводу IV давления сжатого воздуха.
При отторможивании давление под диафрагмой 5 падает, последняя под действием пружины опускается вниз, выпускной клапан 8 закрывается, впускной клапан 9 открывается и сжатый воздух из выхода IV поступает в вывод I и Далее в соединительную магистраль прицепа.
При повышении давления в полости А (см.рис.152) воздухораспределителя поршень 8 со штоком 5 нижним поршнем 12 поднимается вверх, кольцевая цепь между клапаном 11 и поршнем 12 закрывается, полость В соединяется с полостью Д и сжатый воздух из тормозных камер прицепа выходит в атмосферу.
Вспомогательная тормозная система КамАЗ-4310 < Пред. | След. > Рабочая тормозная система УРАЛ-4320 |
---|